Драма несвоевременного ТЕАТРА. В трех частях

Случилось невероятное. На празднование 85-летнего (!) юбилея Театра им. И. Франко никто не пришел. От власти. Надо ли говорить, что кулуары тут же наводнились перешептываниями и домыслами: что бы это значило? Неужели театр и его художественный руководитель Богдан Ступка попал в опалу у новой власти? С чего бы это? И пусть самые оптимистичные мои коллеги убеждали: да все нормально, просто Президента на все мероприятия не хватает, он же вот буквально сейчас открывает Год Грузии в Украине. А нет первого лица — нет и свиты (в этом, дескать, все власти похожи)... Так что и переживать не надо...
Мне же, если честно, кажется, что очень даже надо. Уверена: мы должны знать, куда, к кому и зачем ходит власть. Не из досужего любопытства (кому-то это, вероятно, и не любопытно вовсе). А потому, что любой публичный выход — это выстраивание приоритетов, складывающихся в политику, в данном случае — в культурную. И если культпоход членов Кабмина на каток или на далеко не новый спектакль освещают все каналы и подают это как событие, то неприход на юбилей — ничего не значит или все-таки что- то значит? Время театра еще не пришло? Вот мы сначала с «Евровидением» разберемся, а уж потом...
Не могу понять и не могу смириться, как можно вот так походя обидеть целый коллектив и его зрителей. Ведь кто бы там ни говорил, что звания, награды и прочие комплименты — это все ерунда, которую пора отправить на свалку истории. Но как могут творческие люди обходиться без восхищения, без любви, без признания?.. Тому же правительству признание необходимо, ну хотя бы для того, чтобы депутаты приняли бюджет. И ходят, и убеждают, и желают понравиться. Все как в театре...
Конечно, разница есть. Хотя бы в том, что франковцы уже в истории — нравится это кому-то или нет. Последние полгода «День» не переставал рассказывать о предстоящем юбилее. А как иначе, если это наше театральное все. Какие имена — Юра, Бучма, Милютенко, Ужвий, Пономаренко, Шумский, Крушельницкий, Копержинская... Какие характеры и судьбы. Будет ли преувеличением сказать, что украинский театр «вышел» из франковских корифеев? Вряд ли. Да и Театр Франко современный — именно современный. А потому не всегда понятный, ищущий, восхищающий, даже разочаровывающий, но зато талантливо...
Знаете, что мне показалось самым печальным? Создалось впечатление, что это невнимание никого особо не удивило. Дескать, новая власть играет по новым правилам. А может, на то она и новая, чтобы мы попытались их устанавливать вместе. Впрочем, сама понимаю, что для журналиста с большим стажем я говорю сейчас непозволительно наивные вещи. Такие же наивные, наверное, как актеры другого театра — Русской драмы, которые на следующий день после юбилея показали театральный капустник. Лейтмотивом они взяли тему «Титаника» и попытались нас уверить, что, несмотря на все проблемы, мели и айсберги, добраться до земли можно. И хотя на ум то и дело приходило, что когда терять уже нечего, то остается только смеяться, и т. д., и т. п. Но подумала: да что это со мной? Ведь это всего лишь театр. Или как?
Кстати, эта театральная история, которая произошла в минувший уик-энд, имела и третью, финальную часть. В воскресенье, в Международный день театра, состоялось вручение премии «Пектораль». Фанфары, букеты. Аплодисменты — как годится. Но и — чувство глубокого недоумения. Когда смещаются акценты, размываются критерии, в угоду неким мифическим высшим интересам то и дело меняются правила игры, — хорошего финала не ждите. Самое смешное, что это правило неизменно срабатывает и на подмостках, и в жизни...
Выпуск газеты №:
№54, (2005)Section
Панорама «Дня»