Два соглашения?
Политическое соглашение между партиями, которые составляют большинство в Верховной Раде, о необходимости которого еще раз напомнил в понедельник координатор парламентского большинства Александр Задорожный, как и ожидалось, начинает приобретать прогнозированные очертания. Как и следовало ожидать, вопросы политической реформы и президентских выборов начинают звучать отдельно. Это прагматично, поскольку, поддерживая изменение системы власти, каждая политическая сила видит в этой системе место для своего президента. Если можно себе представить коммунистов и даже социалистов, которые готовы войти в большинство ради политической реформы вообще и пропорционального избирательного закона в частности, то поддержка какого-то другого единого кандидата в президенты, кроме своего лидера, будет значить для обеих левых партий потерю всего, что было «заработано» на протяжении последних лет.
Если вспомнить предыдущие президентские выборы, то они легко разделяются на две разновидности. Парламентское большинство выигрывало выборы только при наличии единого кандидата. Так было в 1991-м и 1999-м. Сценарий внеочередных выборов 1994 года не вписывается в эту схему именно потому, что выборы было внеочередными, а президент не был единым кандидатом от большинства.
Можно предположить, что провести «своего» кандидата в президенты оппозиция сможет только в случае раскола в рядах большинства, как это было в вышеупомянутом 1994 году. Предвидя подобное развитие событий, политики, составляющие большинство, просто вынуждены выдвинуть единого кандидата. И какой бы ни был рейтинг лидера или лидеров оппозиции, объединенный кандидат большинства будет по определению сильнее трех-четырех реальных и определенного количества маргинальных кандидатов, которые будут разрывать на части так называемый «протестный электорат».
Уже сейчас можно уверенно утверждать, что победит на президентских выборах не тот, кто будет иметь более высокий личный рейтинг или своей политической силы, а тот, кто сумеет стать единым кандидатом — или от власти, или от оппозиции.
Заявление о необходимости подписания политического соглашения между членами большинства в Верховной Раде стало для депутатов большинства сигналом для завершения периода заявлений, которые допускают различное толкование. Недаром же почти одновременно было практически подтверждено намерение Александра Мороза принимать участие в выборах президента. По словам главного социалиста, на это он пойдет в том случае, если конституционная реформа не устроит его партию.
Оппозиционных политических партий, которых все устраивает, в природе не существует. Найти в реализованной политической реформе недостатки при желании для социалистов не будет представлять трудности. Поэтому уже есть три оппозиционных кандидата в президенты в лице Ющенко, Симоненко и Мороза.
С позиций сегодняшнего дня интересной является и часть соглашения, в которой должны быть записаны взаимные обязательства подписантов. Именно поэтому даже приблизительный текст политического соглашения, о котором так много говорят на этих днях, сегодня не обнародован. Если это соглашение является серьезным политическим шагом, а не пропагандистской акцией, которая никого ни к чему не обязывает, в ней должны быть точно указаны роль и место каждого участника коалиции как в президентских выборах, так и в процессе распределения властных полномочий после выборов. И ничего, что полномочий новоизбранного президента может быть вследствие политреформы меньше, чем у ныне действующего главы государства. Это вряд ли кто будет учитывать. Ненапрасно же речь идет именно о двух соглашениях: первое для политреформы, второе для выборов президента. Возможно, наоборот?
КСТАТИ
В проекте предлагаемого к подписанию лидерами фракций и групп парламентского большинства политического соглашения о выдвижении единого кандидата на выборы-2004 отмечается, в частности, что стороны обязуются довести до завершения процесс принятия в Верховной Раде изменений в Конституцию, разработать план дальнейшей политреформы и приложить все необходимые усилия для ее реализации, а также выдвинуть единого кандидата на пост президента Украины на очередных президентских выборах в 2004 году и сделать все возможное для обеспечения его победы, сообщает Интерфакс-Украина. В то же время председатель Верховной Рады Владимир Литвин, отвечая на вопрос журналистов относительно этого документа, назвал его не соглашением, а лишь «определенной договоренностью» на ближайшую перспективу. Что же касается соглашения о политреформе, то, по словам спикера, в ходе согласительного совета в понедельник 10 лидеров фракций и групп — кроме «Нашей Украины» и БЮТ — согласились с текстом документа. После подписания такого соглашения необходимо будет, добавил В.Литвин, в частности, определить концепцию закона о выборах народных депутатов на пропорциональной основе, согласовать его с депутатами, чтобы «была критическая масса в 226 голосов».
Выпуск газеты №:
№27, (2004)Section
Панорама «Дня»