Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Эффект домино

09 декабря, 00:00

Вчера Президент Украины обсудил вопросы ликвидации стихийного бедствия в Украине с президентами России и Белоруссии. После телефонного разговора с Леонидом Кучмой, Владимир Путин, как сообщил Интерфаксу заместитель руководителя администрации российского президента Сергей Приходько, «дал указание Министерству по чрезвычайным ситуациям РФ немедленно связаться с украинским МинЧС для выяснения реальных потребностей и параметров необходимой помощи».

Как сообщили Интерфаксу в пресс- службе российского МЧС, предполагается, что первый транспортный самолет Ил-76 с необходимым техническим грузом вылетит в Украину уже утром в субботу. Груз будет передан безвозмездно в качестве гуманитарной помощи. По данным главы МЧС Украины Василия Дурдинца, в связи с наступлением холодов не представляется возможным в кратчайшие сроки восстановить разрушенные стихией системы жизнеобеспечения. В стране возникла острая нехватка в опорах ЛЭП, неизолированном проводе, необходимых приспособлений для монтажа линий электропередач.

Ситуация, несмотря на все заверения правительства о том, что «все под контролем», настолько серьезна, что вчера проблема ликвидации последствий стихии рассматривалась на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины.

По данным МинЧС, вчера без электричества оставались 2672 населенных пункта в 7 областях. Кроме того, остаются обесточенными 16 больниц, 10 хлебозаводов, 1148 сельских телефонных станций. Больше всего обесточенных населенных пунктов в наиболее пострадавшей Винницкой области — 1163.

Сумма ущерба, нанесенного стихией нашей стране, по последним подсчетам специалистов, приближается к 500 миллионам гривен. Правительство после долгих дебатов решило, что 50 миллионов достаточно для ликвидации последствий аварии. Регионы вынуждены просить у правительства свои же деньги (на всякий случай напомним, что в бюджете средства появляются в результате уплаты населением и предприятиями налогов). Однако энергетики на местах, где прошла стихия, говорят, что при всей серьезности вопросов финансирования дело не только в этом. Специалисты уверены, что многих бед можно было избежать, если бы правительственные чиновники из своих теплых и светлых кабинетов более профессионально управляли отраслью.

Опоры, срок использования которых истек давно, упали первыми. А когда падает один такой столб, то, как правило, тянет за собой еще с десяток. Если хоть одна из рядом стоящих опор тоже не выдерживает, то тянет за собой еще несколько. Эффект домино. Конечно, в правительстве и Минтопэнерго знают, что высоковольтные опоры падают именно таким образом. Как, наверное, и то, что если ничего не предпринимать, то при первых же природных катаклизмах энергосистема страны ощутит на себе этот эффект. Но сейчас, конечно, удобнее все списать на стихию, чем признать за собой хотя бы часть ответственности за обесточенные дома и заводы...

«Количество опор, которое мы сумели установить за последние три-четыре дня, в десять раз меньше необходимого. Сейчас мы устанавливаем 230—250 опор в день, а нам нужно устанавливать 2500, чтобы справиться за месяц, — говорит заместитель главного инженера по распределительным сетям АК «Винницаоблэнерго» Руслан Николенко. До Нового года нам никак не успеть. Массового поступления опор пока не предвидится. Я не знаю, кто и как заботится о нас в правительстве, но знаю, что наши колхозники очень помогают. Они собирают и обеспечивают сохранность поврежденному проводу (его пытаются сдать в металлолом. — Ред. ) и помогают разбирать завалы из поваленных деревьев. После проверки часть провода мы будем снова использовать. У многих опор, которые упали, конечно, давно прошли все сроки годности. Заменить их у нас не было возможности.

Но и погода тоже «поспособствовала». Гололедная нагрузка превысила все нормы. Были повреждены линии от 110 до 0,4 киловольт. Повалены и металлические опоры. В южных районах области масштаб разрушений такой, что необходимо все отстраивать заново с нуля. Там капитальным ремонтом не обойдешься. Ориентировочно, для строительства одного километра линии 0,4—10 киловольт необходимо 28—30 тысяч гривен. Восстанавливать придется несколько тысяч километров. Деньги нужны очень большие. Повалено около 90 тысяч опор, минимальная цена одной опоры на складе у производителя — 200 гривен. Плюс доставка, установка и т.д. Эта цифра, не учитывает проводов, металлоконструкций, изоляторов и многого другого. Стоимость 1 тонны провода — около 11— 12 тысяч гривен, а нам его на первое время надо 22 тонны. К сожалению, сейчас мы не можем подключить районы, которые расположены в некотором удалении от райцентров. Там находятся дома для престарелых, детские больницы, интернаты. Сейчас они как-то греются благодаря автономным дизельным электростанциям, предоставляемых МЧС и Минобороны. Это неоценимая помощь», — сказал Руслан Николенко.

По области сейчас работают 39 дизельных электростанций. К сожалению, они не могут компенсировать даже двадцатую часть необходимой области энергии. Люди, живущие в селах говорят, что им обещают свет не раньше мая. Все, кто мог уехать в другие города и села к родственникам, уже уехали. Местные жители говорят, что к ним периодически приезжают городские и продают продукты питания в несколько раз дороже их реальной стоимости. К примеру, хлеб у этих предприимчивых людей стоит 5 гривен за буханку.

Электросети восстанавливаются круглосуточно, но бывают случаи простоев из-за отсутствия необходимых материалов. Однако помощник председателя правления АК «Виницаоблэнерго» Александр Удовиченко уверен, что слухи о том, что энергия в села будет подана только в мае, преувеличены. «Ущерб, нанесенный стихией, наверняка превысит официальную, уже существующую цифру в 70 миллионов гривен только по нашей области. Сейчас нам помогают семь облэнерго. Они прислали людей и что смогли из стройматериалов. Положение остается очень тяжелым, но мы делаем все, что от нас зависит. Средств, конечно, не хватает», — сказал Удовиченко.

Но если бы в облэнерго имели возможность вовремя проводить необходимые ремонты, поддерживая сети в нормальном состоянии (напомним, что платежи за электроэнергию осуществляются через распределительный счет с дальнейшим их распределением между всеми энергокомпаниями по алгоритму, установленному НКРЭ), последствия стихийного бедствия были бы не столь ощутимы. По оценкам энергетиков, при наличии материалов, топлива и техники на восстановление в самых тяжелых районах ушло бы 10 дней. Сейчас прошло уже более двух недель, а времени окончания ремонтных работ ни один начальник назвать не может. И ситуацию нужно исправлять за счет героизма украинцев и международной помощи. Кроме того, специалисты подчеркивают, что теперь, когда авария показала истинное положение дел в отрасли, выгодно приватизировать облэнерго будет крайне сложно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать