Перейти к основному содержанию

Эффектное начало — неясная судьба

21 мая, 00:00

В Центральном доме художника в Киеве произошло то, чего столичные художественные круги ждали уже достаточно давно. В трех залах были выставлены 143 полотна кисти 78 авторов — часть коллекции разорившегося «Градобанка», ныне хранящейся в Национальном банке Украины.

Коллекция эта уже успела стать притчей во языцех. В артистической среде ходят легенды про несметные богатства, ныне оберегаемые Нацбанком. Размеры, действительно, впечатляют: 785 картин, русское, украинское, западноевропейское искусство охватом в полтораста лет — от середины ХIХ до конца ХХ веков. Вполне естественно, что судьба уникального собрания волнует многих. Очевидно, нынешняя выставка и призвана как-то успокоить брожение умов, показать, что с холстами все в порядке.

Экспозиция, растянувшаяся на три зала, действительно впечатляет. Достаточно подробно представлено то, что создавалось в позднюю перестройку вплоть до распада СССР — обычно этот период называют «украинским трансавангардом», «украинским необарокко» и даже «южнорусской волной» (несколько завистливое определение московских искусствоведов, столкнувшихся тогда в лице наших живописцев с глубоко оригинальной и абсолютно независимой от «центра» школой). Не так подробно показан тоже довольно любопытный период — 1960— 1970-е годы, славные ведь не только кондовым соцреализмом, но и хорошо развитым, плодотворным художественным подпольем. Наконец, период с конца ХIХ века до 1920-х годов вышел не по эпохе камерным. Небольшие полотна маслом, пейзажи, наброски — довольно симпатичная подборка, но не более того. Настоящая жемчужина здесь, вернее, целое ожерелье, — десяток рисунков и акварель гения ранней советской эпохи, Дмитрия Богомазова. Одного этого хватает, чтобы постоянно держать полумифическую коллекцию в поле зрения; а ведь там, наверняка, есть и иные раритеты великого двадцатилетия (1910—1930 гг.)

По заверениям руководства Нацбанка, выставка в Доме художников — первая в череде подобных экспозиций, благодаря которым коллекция будет представлена целиком. Инициатива, которую трудно не приветствовать. Однако вопрос — особенно на фоне участившихся разговоров о необходимости Музея современного искусства в Киеве — остается: какая судьба ждет коллекцию «Грабоданка»? Ответ на него продемонстрирует, среди всего прочего, и отношение нашего государства, наших финансистов к национальной культуре.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать