Экономия по-днепропетровски
Ученикам украинской школы указали на дверь
В нынешнем году традиционный «последний звонок», прозвеневший в учебных заведениях Днепропетровска, в прямом смысле слова оказался последним для средней школы №145. Единственную на крупном жилмассиве «Сокол» украинскую школу городские власти закрыли «с целью экономного и рационального использования имеющихся финансовых ресурсов». При этом, они предусмотрительно сослались на соответствующие нормативные документы вышестоящих инстанций — распоряжение главы Днепропетровской облгосадминистрации и... постановление Кабинета Министров Украины десятилетней давности.
«Сэкономить» днепропетровские чиновники решили не на чем-нибудь, а на той самой школе, которую с пышными речами открывали в первый год независимости Украины, заявляя о серьезных намерениях возродить национальную культуру и образование. По тем временам звучало это обнадеживающе, поскольку в полуторамиллионном Днепропетровске была лишь одна украинская школа, куда из-за наплыва желающих трудно было пробиться. В этой знаменитой СШ №9 учились даже отроки местного начальства, потому как целый ряд предметов преподавался... на престижном английском языке.
В отличие от «элитного» учебного заведения в центре города, среднюю школу №145 на «спальном» жилмассиве открывали как просто украинскую. Тем не менее, за прошедшее десятилетие она прочно прижилась на «Соколе» и воспитала целое поколение. «С годами, — рассказывает директор школы Любовь Бородина, — у нас сложился дружный и квалифицированный коллектив учителей. Преподавание велось на достаточно высоком уровне. Если б вы слышали на каком чудесном литературном украинском языке наши дети говорили и пели на выпускном вечере — удивлялись даже представители районо! В школе всегда царила семейная обстановка. Педагоги знали как дома относятся к ребенку и какой микроклимат в семье». Способствовала этому относительно небольшая численность учеников, поскольку та часть жилмассива «Сокол», где была открыта новая школа, так и осталась не до конца застроенной. «В годы «перестройки», — вспоминает директор, — здесь планировалось строительство многоквартирных домов для семей военнослужащих войск, которые тогда выводили из Германии. Но потом эти планы, очевидно, изменились, а затем и вовсе начался экономический кризис, резко снизилась рождаемость. Разве наша вина, что за последние десять лет детей стало гораздо меньше...»
Тем не менее, именно это обстоятельство власти Днепропетровска используют как главный аргумент для того, чтобы обосновать ликвидацию единственной на «Соколе» украинской школы. Двум с лишним сотням ее учеников предложили перейти в соседнюю русскоязычную школу №83 или по желанию подыскать украинскую на другом жилмассиве. Интересно, что решение о ликвидации СШ №145 было тихо принято днепропетровским горисполкомом почти год назад — в июле 2002 года, а известили педагогов, учеников и их родителей, как утверждает директор, лишь в нынешнем апреле — едва ли не за месяц до окончания школьных занятий.
Конечно, любая реорганизация, по понятным причинам, почти всегда вызывает неудовольствие. Однако руководители города, вероятно, даже не предполагали, какую бурную реакцию может вызвать ликвидация обычной школы. Между тем, ее закрытие было встречено жителями «Сокола» «в штыки». Возмущенные родители школьников создали общественный комитет по спасению школы, который не только пишет жалобы во все инстанции вплоть до Администрации Президента Украины и Верховной Рады, но и обратился с иском в Кировский районный суд г. Днепропетровска. Авторы этого обращения считают, что «Горисполком Днепропетровского городского совета грубо нарушил ст. 10 Конституции Украины, в которой говорится, что государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни». «Закрытие нашей украинской школы, — пишут далее жители «Сокола», — вынуждает нас переводить детей в русскоязычную школу, что отменяет право на выбор языка обучения и в будущем может помешать нашим детям получить высшее образование, поскольку абитуриенты должны сдавать конкурсный вступительный экзамен по украинскому языку».
По мнению истцов, сама ликвидация школы причинила детям и их родителям прямой материальный и моральный ущерб, так как «придется покупать новые учебники и тетради», а переход в другую школу с иной языковой средой «может нанести психологическую травму». Кроме того, представителям родительского общественного комитета непонятна логика чиновников, которые собираются перевести детей из новых и абсолютно целых корпусов СШ №145 в ненадежное здание СШ №83, а не наоборот. «Всем известно, — пишут они, — что в СШ №83, которая находится в аварийном состоянии, проводились работы по укреплению здания. Известно и то, что трещины в здании школы продолжают увеличиваться. Доверия к власти в этом вопросе у нас нет — мы еще не забыли того, что случилось с многоэтажным домом на соседнем жилмассиве «Тополь», на который обратили внимание только тогда, когда он внезапно провалился под землю».
Тем не менее, похоже, что никакого нарушения логики — «логики» бюрократии — в действиях днепропетровских чиновников все же нет. По крайней мере, по данным ряда общественных организаций, которые подключились к борьбе родительского комитета за сохранение украинской школы, в ее корпуса в дальнейшем собираются перевести Днепропетровское культпросветучилище, ныне квартирующее в центре города — в здании дореволюционной Городской думы. «Именно это здание будоражит воображение нынешнего руководства города», — заявила на пресс-конференции после встречи с городским головой Днепропетровска Иваном Куличенко член комитета по спасению СШ №145, председатель местного отделения «Союза украинок» О. Сокульская. По ее словам, «отцы города», располагающие огромным современным зданием горсовета на главном проспекте Днепропетровска, вовсе не прочь «прибрать к рукам» еще и историческое здание старой мэрии. Мол, часто бывая «в Европах» и наблюдая тамошние порядки, днепропетровские руководители пришли к выводу, что здание Думы надо использовать «по назначению». Вполне возможно, что в самих этих планах возродить «утраченные традиции городского самоуправления» ничего плохого нет. Но почему, вопрошают представители общественности, крайними должны оказаться ученики украинской школы? Или с возрождением украинского языка, образования и культуры в Днепропетровске нет проблем?
По этому вопросу в управлении образования и науки Днепропетровского горсовета, похоже, имеют твердое и довольно оптимистичное мнение. «Сегодня, — сообщила в беседе с корреспондентом «Дня» заместитель начальника управления Людмила Башкатова, — все 117 тысяч школьников города изучают украинский язык. В целом в Днепропетровске школ с украинским языком преподавания вдвое больше, чем русских. Еще 34 имеют статус «смешанных», то есть постепенно переходят на украинский язык».
Плавное течение «украинизации» в Днепропетровске разве что нарушила история с закрытием единственной на жилмассиве «Сокол» украинской школы. Городской голова после встречи с возмущенной общественностью готов был признать некоторую поспешность его подчиненных и даже пообещал приостановить решение горисполкома о ликвидации СШ №145. Правда, пока ходоки обсуждали сложившуюся ситуацию, из самой школы, как сообщила ее директор, в спешном порядке вывезли более половины оборудования и мебели, которыми доукомплектовали соседнюю русскоязычную школу. В добавок ко всему неизвестные злоумышленники под покровом ночной темноты выбили в опустевшем здании 37 окон. Теперь в школе №145, которую ученики после «последнего звонка» покидали со слезами на глазах, тоскливо завывает ветер...
КОММЕНТАРИЙ
Павел ПОЛЯНСКИЙ, директор департамента общего среднего и дошкольного образования Министерства образования и науки Украины:
— Днепропетровская средняя школа № 145 с украинским языком обучения имеет мощность, рассчитанную на 1360 учеников, на сегодняшний день в ней учится 202. Ввиду того, что школа имеет такую огромную площадь и в ней учится так мало детей, сессией городского совета было принято решение о том, что детей, которые учатся в СШ № 145 будут переводить в СШ №83. Эта школа по мощности аналогична 145-й, т.е. рассчитана на 1300 детей и сегодня в ней учится 900 детей. Одновременно с этим принято решение, что с 1 сентября 2003 года средняя школа №83, в которую планируется перевод детей из 145-й школы, приобретает статус украиноязычной. Сейчас в 83-й школе существует двуязычный режим обучения, т.е. есть классы и с украинским языком обучения, и с русским. Соответственно, с 1 сентября 2003 года набора в классы с русским языком обучения не будет. Таким образом школа смешанного типа становится учебным заведением — школой — с украинским языком обучения.
Мы продолжаем переговоры с Днепропетровском: здесь, с одной стороны, юридическая проблема, потому что создание, реорганизация и закрытие заведений — прерогатива местных органов. Однако, если мы сегодня ведем речь о расширении сети школ с государственным языком обучения, то здесь вопрос не такой простой, как кажется.
Выпуск газеты №:
№113, (2003)Section
Панорама «Дня»