«Это соглашение о правилах торговли, а не о барьерах для нее»
Валерий ПЯТНИЦКИЙ, заместитель министра экономики Украины:
Недавно завершился 13-й раунд переговоров о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и Европейским Союзом. Еще в начале его проведения эксперты были настроены не слишком оптимистично, мол, в переговорный процесс большие коррективы могут внести последние изменения в украинской властной вертикали. Тем не менее, достигнутыми результатами переговоров в Брюсселе остались довольны. Так ли оптимистично настроена и украинская сторона? Об этом и о будущих перспективах по подготовке проекта соглашения о ЗСТ «Дню» рассказал заместитель министра экономики Украины Валерий Пятницкий:
— Предлагаю оценивать окончательные результаты, а пока еще проходит постепенное движение вперед. Могу только сказать, что в переговорном процессе уже сделано намного больше, чем осталось впереди. И это вселяет украинской стороне оптимизм, но не эйфорию.
— Какие предложения будите вносить для решения спорных моментов в нынешнем проекте договора о ЗСТ с ЕС?
— Спорные моменты — это не конфликт, а разные взгляды двух сторон на конкретный вопрос. Например, одна сторона стремится получить тарифную квоту на определенный товар в размере 500 тысяч тонн, а другая готова предоставить только 100 тысяч тонн. Это разные позиции, и по ним пытаемся достичь компромисса. Во время этих дискуссий возникают вопросы, которые требуют принятия технического решения или же консультаций экспертов. Но есть и такие, которые требуют принятия политического решения. Ныне практически не осталось спорных моментов, связанных с экспертным обсуждением. Остались вопросы, которые нуждаются в обсуждениях и принятии решений в политической плоскости.
— Какие вопросы могут быть перенесены в политическую плоскость?
— Например, раздел о доступе к рынку услуг. Сейчас ЕС предлагает исключить из процесса либерализации некоторые из видов услуг. Мы считаем, что либерализация должна касаться всего спектра. Путем экспертных обсуждений решения этого вопроса может и не быть. Поэтому окончательный результат будет зависеть от переговоров в политической плоскости.
— Какие еще пункты договора о ЗСТ являются проблемными?
— Нерешенным остается использование украинскими производителями на европейских рынках определенных географических названий (например, при производстве винной продукции). Без ответа также остается вопрос предоставления странами ЕС экспортных субсидий своим производителям, и их влияние на доступ украинских товаров на европейские рынки. Работать нужно и над правом интеллектуальной собственности и доступом украинских энергетических компаний на европейские рынки.
— А как развивается ситуация с выходом на европейские рынки сельскохозяйственной продукции?
— В данное время европейская сторона предлагает квотирование приблизительно на 400 тарифных линий, по которым классифицируется сельскохозяйственная продукция. Мы будем предлагать ЕС пойти на взаимные уступки относительно определенных групп отмеченных товаров, снизив пошлину на них до нуля сразу. Так, «обнулиться» готова украинская «кондитерка». Если это предложение будет принято, то количество тарифных линий, по которым европейской стороной теперь предлагается квотирование, существенно сократится. Европейская сторона также предложила «обнуление» по мороженому.
Кроме того, во время очередного раунда переговоров, который состоится с 6 по 10 декабря 2010 года, Украина будет настаивать на увеличении европейской стороной объемов тарифных квот для сельскохозяйственной продукции.
— А какие квоты Украине предлагает Европа по зерну и мясу?
— Сегодня предлагают тарифную квоту по пшенице в размере 700 тысяч тонн. С такими цифрами уже можно вести конструктивный разговор. А вот по ячменю тарифная квота оценивается в размере 45 тысяч тонн. Конечно, она нас не устраивает, потому что это очень мало по сравнению с теми объемами, которые Украина сегодня экспортирует. По остальным пунктам говорить рано.
— Как относитесь к мнению некоторых экспертов и предпринимателей, что после открытия границ в Европу из Украины повезут самую качественную продукцию, а дома останется самое плохое?
— Давайте выясним, что же ЗСТ дает стране и ее бизнесу? Во-первых, она способствует повышению эффективности органов, которые контролируют качество и безопасность продуктов. Поэтому после введения европейских правил игры на украинском рынке уровень санитарно-ветеринарного контроля и соблюдения санитарно-гигиенических требований усилится. Не забываем, что европейские требования к качеству товаров и их безопасности значительно выше украинских, поэтому производители будут вынуждены производить в Украине продукцию лучшего качества и, соответственно, поставлять ее на рынок. То есть развитие вектора свободной торговли с ЕС будет способствовать улучшению качества украинской продукции и стимулировать прилив инвестиций в страну.
Во-вторых, выход на европейский рынок будет стимулировать украинские предприятия проводить модернизацию, так как ныне только некоторые отечественные отрасли работают по европейским технологиям (например, кондитерская). А вот автомобильная отрасль вряд ли сможет так успешно, как «кондитерка», конкурировать с европейскими производителями.
Кроме того, зона свободной торговли создаст отечественному бизнесу более цивилизованное и европейское лицо. Она поможет сформировать стабильную, понятную и прозрачную среду для ведения бизнеса — и тогда в Украину придут инвесторы, капитал, новые технологии. То есть ЗСТ усилит конкурентоспособность отечественных отраслей и создаст дополнительные рабочие места. Учитывая это, хочу отметить: зона свободной торговли с ЕС — была, есть и остается важным приоритетом для Украины.
Конечно, выживут самые сильные. И это правильно, потому что государство не может финансово поддерживать всех. Договор о ЗСТ — это соглашение о правилах торговли, а не о барьерах для нее.
Выпуск газеты №:
№197, (2010)Section
Панорама «Дня»