«Это ж-ж-ж неспроста»...
В Луганской области собираются поставить памятник Александру ІІ за деньги налогоплательщиков поселка Ровеньки Белгородcкой областиВинни-Пух, герой бессмертного мультфильма, дал нам интересный намек...
В городе Ровеньки Луганской области собираются поставить памятник российскому императору Александру II. К чему бы это? Говорят, это подарок от его побратима, пгт Ровеньки Белгородской области Российской Федерации. Памятник царю здесь уже был. Где поставят точную копию установленного в честь 50-летней годовщины отмены крепостного права на Руси, а позже снесенного памятника, еще неизвестно. Этот вопрос решается депутатами Ровенек. Но нужен ли городу этот памятник?
Как сообщают «Ровеньки-медиа», многие жители города отреагировали на данное решение местных депутатов по-разному. Кто-то придерживается мнения, что памятник должен быть, потому что история города связанна с российскими Ровеньками. Историк, учитель Ясенковской гимназии №2 Илона ПЕДАН не испытывает энтузиазма от того, что в городе появится памятник Александру II. «Никакого значения для города этот памятник и личность Александра II не имеют. Ни для Ровенек, ни для Украины в целом. Да, у нас когда-то стоял памятник царю, но это было очень давно. Краеведческий музей и городские власти придерживаются другого мнения. Они считают, что эта личность сыграла значительную роль в истории города».
Существует несколько версий относительно того, как образовались Ровеньки. Известно, что первое упоминание о Ровеньках появилось 14 мая 1705 года — тогда местечко Осиновый Ровенек среди прочих было основано как незаконное в Диком поле. Царь Петр I приказал снести все городки. Казаки не подчинились этому. Так в 1707 году вспыхнуло Булавинское восстание, но вскоре оно было подавлено. И царь предложил сжечь все поселения по Донцу, в том числе и Ровенек возле реки Айдар. Позже казаки обосновались на месте современных Ровенек уже Луганской области и назвали поселение в честь своего сожженного городка. Это первая история. Вторая связана с известным украинским философом Григорием Сковородой, который бывал на этих землях. Правда, этому нет ни документальных подтверждений, ни документальных опровержений. «Ровеньки есть то же, что и ровенники, сиречь воры, живущие по рвами. «Да не сведет во мне ровенник уст своих» (Псалом)» — считал он. Еще один вариант названия города — от реки Ровенька. Были и вариации на тему «ровный», «ровная».
«Я не знала, что в городе собираются поставить памятник. И если честно, мне все равно», — говорит лаборант Таисия. Такого же мнения придерживаются многие ровеньчане. Причина — они мало интересуются историей своего города.
Главная причина, почему в Ровеньках стоит ставить памятник царю, по мнению городских властей, звучит так: это наша память, это наша история. Но чья «наша» память? Чья «наша» история? Откуда идет инициатива? Спрашивали ли самих жителей города, что они хотят видеть? Может, им важнее были бы красивые железные лавочки в парке, в котором они играют с детьми, или же памятник Сковороде возле одной из городских школ...
Мы всегда вспоминаем историю тогда, когда нужно оправдать чьи-либо поступки. Но почему-то никто не задумывается над тем, где эта история была все это время. Почему сносились памятники, почему строили новые, и на чьи деньги? Неужели судьба луганских ровеньчан-горожан так заботит жителей поселка Ровеньки в Белгородской области? Кому выгодна именно такая культивация исторического прошлого? И какое прошлое выбирают для востока страны? Есть некоторые вопросы, которые лишь выстраивают цепочку из новых вопросов, и уже потом дают ответ. В том, что не стоит забывать историю, городские власти обоих Ровеньков однозначно правы. Но историю нельзя выбирать, ровно как относиться к ней избирательно. Она противоречивая, но цельная. И ее создают не городские власти и не цари, а народ. Власть часто историей манипулирует.
Выпуск газеты №:
№222, (2012)Section
Панорама «Дня»