Этого не забыть...
«Моя бабушка до сих пор боится говорить о Голодоморе»«Добрый день, уважаемый коллектив газеты «День»! К вам обращается студентка Запорожского национального университета Наталья Желнова. Недавно прочитала книгу «День і вічність Джеймса Мейса» и была тронута тем, как чужой человек болел за нас, украинцев. Вечная ему память. И я решила сделать вклад в его труд — собирать свидетельства тех, кто пережил Голодомор. Ко Дню памяти жертв Голодомора я написала материал, который посылаю вам. Это свидетельство моей бабушки, которая помнит голод 1932—1933 годов и еще одного человека, который не захотел, чтобы его имя знали. Даже после 15 лет независимости этот человек боится говорить о тех временах».
Письмо автора не могло не растрогать. Особенно его вторая часть, в которой юная исследовательница истории излагает воспоминания своей бабушки. Даже через семь десятилетий, которые отделяют нас от тех времен, даже через несколько обновленных поколений горечь рассказанного не может оставить равнодушным. Сегодня — День памяти жертв Голодомора и политических репрессий. Важно, чтобы тех, кто пережил страшный период 1932—1933 годов, вспоминали не раз в год. Знание истории — это способность не повторять ошибок прошлого. Знание ее печальных страниц — это уважение к своему народу.
Как-то к нам обратилась одна из зарубежных коллег с вопросом: «А зачем вы, украинцы, стремитесь, чтобы Голодомор был признан геноцидом в других странах?» Ответ действительно дать нелегко. Хотя бы потому, что он лежит за пределами рационального, мерками которого привыкает жить современный мир. Ответ, возможно, прост, однако он не может считаться пафосным, пока в цене будут оставаться такие непрагматические понятия как справедливость и правда, уважение и сочувствие. Признание Голодомора геноцидом — это проявление понимания всем человечеством пережитого украинцами, это демонстрация решительности не мириться с политиками, которые властные интересы могут ставить выше интересов человека, целого народа.
На этой неделе, сейм Литвы принял резолюцию о Голодоморе в Украине. В документе отмечено: «Сталинский тоталитарный коммунистический режим проводил сознательный спланированный геноцид народа Украины», в связи с чем литовский парламент выражает жертвам этого преступления сочувствие и солидарность с народом Украины. До 2007 года Украина намерена подготовить и передать в ООН документ о признании Голодомора актом геноцида. По данным историков, в 1932—1933 годах жертвами голода, который возник в результате административных мер советской власти в Украине, по разным оценкам, стали от 7 до 10 млн. человек. Некоторые специалисты утверждают, что если бы Украина не пережила Голодоморы, то ее население на сегодняшний день увеличилось бы вдвое — до 100 млн. человек. Два года назад Верховная Рада признала Голодомор актом геноцида. 25 государств- участников ООН уже подготовили совместное заявление, в котором называют Голодомор в Украине результатом политики тоталитарного режима.
С собственными инициативами выступил и «День». В этом году за средства нашего коллектива вышла книга на украинском и английском языках «День і вічність Джеймса Мейса», где собраны статьи известного историка, политолога и нашего коллеги. Значительную часть своей жизни он посвятил тому, чтобы мир и сами украинцы узнали правду о страшных 1932—1933 годах. Также «День» обратился в МИД Украины и Международный Красный Крест с предложением внести Голодомор в список крупнейших катастроф, который размещен в Музее Красного Креста в Женеве.
Свидетелей тех времен осталось не так и много. Будут ли помнить о своем прошлом новые поколения украинцев? Вашему вниманию предлагаем письмо от запорожской студентки, которая передает воспоминания двух очевидиц Голодомора, а также — мнения молодых людей о том, какую роль играет в жизни человека историческая память.
Наталия ЖЕЛНОВА , Запорожский национальный университет, факультет журналистики, студентка 3-го курса:
В 1932—33 гг. на улицах Киева умирали крестьяне, которые шли в город с надеждой устроиться на работу. Шли потому, что на селе свирепствовал голод, а работников заводов и фабрик кормили. Они получали питание по карточкам: каждый день — другое меню. Им давали хлеб (обычно ржаной или кукурузный, пшеничный очень редко), масло, морс, сельдь. Процветал черный рынок. На улицах того же Киева продавали... пирожки. Крестьяне же в отчаянии приводили своих детей в города и оставляли на улицах, на вокзалах, надеясь, что их заберут в детдома и хотя бы они выживут.
Это рассказал мне человек, который был свидетелем тех событий и который пожелал остаться неизвестным. Сейчас ему уже 91 год. Этот человек до сих пор боится говорить о Голодоморе, как боялся всю жизнь. Ведь в Советском Союзе не было и быть не могло никакого голода — это ложь и выдумки буржуазных националистов.
Есть у меня еще один свидетель голода — моя бабушка, Анна Крючкова (в девичестве Протиерескул), в 1932-м ей было девять лет. Вот что она вспоминает: «Нас было шестеро в семье: родители, трое братьев и я. Жили мы в с. Анновка, Братского р- на, Николаевской обл. От голода умерли мои отец и брат.
С 1931 года началась коллективизация. Пришлось сдать в колхоз весь скот, инвентарь, землю. Отца приблизительно раз в месяц вынуждали вновь и вновь сдавать зерно, и он сдавал — это был так называемый «план на двор». В конечном счете у нас осталось всего полмешка пшеницы. Когда опять пришли искать зерно, мать рассыпала эту пшеницу на печи, накрыла рядном и положила нас, детей. Мы не пошевелились пока проверяющие не ушли. Но тех сохраненных полмешка хватило нам ненадолго…
Мой отец все собирался поехать в Запорожье строить Днепрогэс (на такие спецстроительства брали всех желающих). Говорил, что будет зарабатывать, купит мне новое платье и пальто. Но не удалось.
Осенью 1932-го года из села убегали так называемые кулаки, преимущественно на Донбасс. Мы со старшим братом Сашком ходили смотреть, что осталось в их хатах. Однажды нашли винтовку. Мать предлагала выбросить ее в пруд, а отец не послушался и отнес в сельсовет. Домой он не вернулся — его посадили в тюрьму.
Тем временем мы дома голодали. Ходили к амбару, дергали колоски и собирали зернышки. Потом мать перетирала их камнем и из этой крупы запаривала кулеш.
А отец вернулся весной 1933-го, где-то в апреле и на следующий день умер. В тюрьме его не кормили.
Весной же 1934-го года умер младший братец Леня. Мы отдавали его тете на кормление — своих детей у нее не было. Но она быстро возвратила его. У нас дома кушать было нечего. Мы со старшим братом пасли колхозных свиней: вот найдет свинья на поле мерзлую картофелину, а мы быстро ее отгоняем, хватаем картофелину и кушаем. Леня же был маленьким (4 года) и не мог искать себе еду. Он заболел. Однажды утром мы очнулись на печи, а он уже мертвый лежит рядом. Даже не было его в чем похоронить. Но из чего-то все-таки слепили какой-то гробик».
Хотя официальные годы Голодомора 1932—1933, но бабушка говорит, что еще и в 1934-м нечего было кушать. Зато в 1938-м давали 8 (!) кг зерна на трудодень. Это еще раз наталкивает на мысль, что голод на плодородной Украине был искусственным.
На бабушкиных ногах можно увидеть кляксы — это грустное упоминание о голоде. Бабушка была пухлой и на ногах открылись раны, из которых текла вода.
Сейчас много говорят о стремительном ухудшении генофонда нации. А отчего бы ему не ухудшаться? Ведь в 1932—1933-м году погибли от 7 до 10 миллионов украинцев, еще столько же — во время Второй мировой войны и миллионов 7 эмигрировали в различные времена. Весь двадцатый век украинцы не знали покоя. По-видимому, все-таки все мы чем- то провинились перед Богом. Но в последнюю субботу ноября я зажгу свечу в окне, потому что есть еще кому молиться за тех, кто погиб!
Елена АРХИПОВА , 18 лет, студентка Восточноукраинского национального университета им. В. Даля, г. Луганск:
— События в Украине 1932—1933 годов наглядно показывают миру величайшее преступление коммунистического режима. Тот геноцид по отношению к украинскому крестьянству, который не только исповедовал Сталин, но и осуществил руками местного чиновничьего люда, как нельзя ярче показывает, до чего подлой и низменной может быть позиция власти в национальном вопросе.
Знаю, что тема Голодомора в Советском Союзе замалчивалась на протяжении полувека, пока специально созданная комиссия Конгресса США не сообщила мировой общественности о тех чудовищных людских потерях, которые зафиксировала официальная же статистика в Украине периода начала 30-х годов прошлого столетия. Я считаю, что это был молчаливый террор коммунистов по отношению к жителям украинского села. Как мне рассказывал мой ныне уже покойный дедушка, уроженец Краснокутского района Харьковской области, под видом коллективизации насильственным методом у крестьян этого села изымались не только хлеб, но и любое продовольствие. По его словам, этот процесс был действительно жутким: доведенные до отчаяния люди ели траву, доходило даже до каннибализма. В семье деда из-за недоедания умерла его пятилетняя сестра, всю оставшуюся жизнь о Голодоморе он вспоминал со слезами на глазах. Видя все это, я не приставала к нему с расспросами, а на уроках истории в школе многочисленные документы и свидетельства очевидцев дополнили ту удручающую картину действительности, которую пришлось пройти украинскому народу на пути к независимости.
Удивил меня и тот факт, что в нынешней Украине наиболее весомый вклад в изучение проблемы Голодомора сделали не отечественные историки, а как раз ученый из Гарвардского университета Джеймс Мэйс, позднее переехавший жить в нашу страну. Об этом я узнала на занятиях кружка «Школа будущего журналиста» при луганском Дворце творчества детей и учащейся молодежи, где мы подробно изучали наследие этого великого человека. По моему мнению, знать историю Голодомора современной молодежи надо уже для того, чтобы не допустить повторения подобного в будущем. Сейчас в мире актуальна проблема терроризма и вопросы борьбы с ним, а ведь террор голодом не менее страшен, поэтому о страшной трагедии украинцев надо говорить и сегодня. Правда и то, что рядовому украинцу зачастую не хватает средств приобрести продукты первой необходимости, и это тоже проблема власти.
Артем ГОНЧАРОВ , 25 лет, выпускник Донбасской государственной машиностроительной академии, г.Краматорск (Донецкая обл.):
— Мои предки были из зажиточных крестьян, они своим трудом строили свое благосостояние. Когда пришла советская власть, их объявили «кулаками» и раскулачили. Так они потеряли все... Им пришлось переехать в другое село и начинать все сначала. Они все так же много работали, но уже не могли прокормить даже свою семью — все забирала советская власть. Прабабушка рассказывала про Голодомор бабушке и маме, а от них уже об этой катастрофе узнал я. Бабушка рассказывала, что мертвых было настолько много, что их даже не успевали хоронить, просто каждый день вывозили на тачках за село и сбрасывали в одну кучу. Конечно, сейчас вряд ли кто может представить масштабы Голодомора, вряд ли кто сможет подсчитать, сколько погибло людей в те годы. Очевидцев осталось очень немного, а те, кто выжил, неохотно вспоминают и рассказывают о том страшном времени. Люди, жившие в то время в городах, могли просто не заметить и не знать, что вымирают целые села. А большая часть нынешнего поколения просто не верит, что Голодомор в Украине был. Конечно, в такое трудно поверить, лучше забыть это как страшный сон. Но это было. И мы должны об этом помнить, чтобы это больше никогда не повторилось.
Наталия БАРБИР , 21 год, студентка Донецкого национального университета:
— Я считаю, что всем гражданам Украины нужно знать историю своей страны, а молодежи — особенно, ведь не случайно говорят, что у того, кто не знает своего прошлого, не будет и будущего. Для развития национального самосознания необходима преемственность поколений, необходимо чувствовать свою принадлежность к этому этносу, а без знания украинской истории украинцы будут продолжать считать себя неполноценными по отношению к другим странам и народам. Голодомор — это ужаснейшая страница украинской истории, жесточайший геноцид украинского этноса, долгое время остававшийся тайной за семью печатями. В результате Голодомора наш народ до сих пор не может восстановить свой генофонд, ведь миллионы украинцев были безжалостно уничтожены. Старшее поколение до сих пор во многом ностальгирует по СССР, считая его идеалом государства, а ведь стольких жестокостей — репрессий, массовых высылок, лагерей, Голодомора — по отношению к своему народу нигде больше не было!
Марьяна ГРАЧЕВА , 21 год, Национальный университет имени Ивана Франко:
— Каждый украинец, который себя хоть немного таким ощущает, просто должен знать историю Украины. Голодомор — это страшная беда. И стыдно даже спорить о том, стоит ли признавать его геноцидом против нашей нации. Понятно, что стоит! Сколько умерло, погибло в те времена, такие трудные времена для Украины, невиновных людей. А сейчас еще спорят. Бессмысленно спорить по этому поводу. Ведь ничто уже не возвратит тех людей, которые умерли от голода в 1933 году. Тогда умерла старшая сестра моей бабушки. Моя бабушка родилась уже после Голодомора, но ей об этом бедствии рассказывала мама. Она же нам рассказывает, чтобы мы знали, как плохо когда-то жилось, чтобы мы знали о том, что было на нашей земле, чтобы мы ценили то, что мы украинцы и смогли пережить даже такие годы.
Максим КАМИНСКИЙ , 23 года, Украинский государственный лесотехнический университет:
— Всем надо изучать историю Украины. И молодым, и старым. Для того, чтобы не повторять ошибок предыдущих поколений, мы должны помнить о них, изучать их. Так же и с Голодомором. Где гарантии, что он не повторится? Но у нас есть предупреждение от наших бабушек и прабабушек, от прадедушек, которые постоянно нам об этом рассказывают. Моя прабабушка пережила этот Голодомор, она и до сих пор живая. Прабабушка не очень любит рассказывать о тех временах. Но Голодомор очень повлиял на нее. И она часто повторяет мне и моей сестре: «Пусть вас святой Боженька убережет от того Голода, который пережили мы». В своем большинстве молодежь не задумывается над этим. Мы привыкли к хорошей жизни, к супермаркетам, переполненным различными продуктами. Поэтому нас и не волнует вопрос о признании Голодомора геноцидом. Но это обязательно надо сделать. Потому что иначе, когда уже умрут очевидцы, то все об этом забудут. А об этом нельзя забывать никогда! Потому что как только человечество об этом забудет, то это бедствие непременно повторится опять.
Ирина МИЦАК , 21 год, Львовская академия искусств:
— Историю надо знать. И это не пустые слова. Это не зависит от профессии и возраста. Историю должен знать каждый человек. А молодые люди — тем более. Молодежь должна помнить о Голодоморе. Это самая страшная беда, которая выпала на долю украинцев. Надо организовывать разнообразные выставки, конференции, снимать фильмы, писать книги. Люди должны это знать. Голодомор надо признать геноцидом. Этого требует даже историческая справедливость. В нашей семье только мой дедушка, которому тогда было 7 лет, смог выжить. Умерла тогда вся его семья. А его на воспитание взяла какая-то добрая женщина, у которой тогда родная дочь погибла. Вот так он и выжил. Но сейчас, к сожалению, его уже нет с нами...
Олег СТЕЦИШИН , 20 лет, Львовский государственный институт физической культуры:
— О Голодоморе начали говорить только после провозглашения Независимости. Нам, молодежи XXI века, очень повезло жить в другое время. Я даже себе не могу представить того, что пережили родители наших родителей. И они сумели выжить тогда. Украинцы в то время потеряли самое ценное — своих родственников. Голодомор в 1933 году был настоящим геноцидом украинского народа.
Выпуск газеты №:
№219, (2005)Section
Панорама «Дня»