Перейти к основному содержанию

«Евроморковка»

Мелкая, но не менее полезная
04 декабря, 00:00

За последние годы доля Европейского Союза в украинском экспорте выросла более чем в два раза. А после расширения ЕС, которое произойдет в мае этого года, единый европейский рынок может выйти на первое место по сбыту украинских товаров, сравнявшись с суммарным рынком России и других стран СНГ. Но как использовать преимущества соседства с Евросоюзом и одновременно нейтрализовать возможные негативные для Украины последствия вступления в него новых членов? Ответы на эти сложные вопросы вчера давали участники профессиональной дискуссии «Украина на рынке Евросоюза».

Среди выводов ученых — мнение о неудовлетворительной структуре украинского присутствия в Европе, характерной скорее для стран третьего мира и малопригодной для полноценного вхождения Украины в экономическое пространство ЕС. Как отмечалось в ходе дискуссии, формы и методы деятельности украинских компаний на этом рынке совершенствуются слишком медленно и не позволяют стране эффективно конкурировать в наиболее динамичных его сегментах. С другой стороны, в наиболее привлекательных сегодня для Украины сегментах европейского рынка — сельхозпродукция, металлы, высокие технологии — остается много проблем, связанных с существующими в ЕС ограничениями...

Как выйти из этого заколдованного круга? В разговоре с «Днем» заведующий отдела Института мировой экономики и международных отношений, профессор Алексей Плотников заметил, что в силу объективных и субъективных причин украинские предприятия находятся сейчас на пределе возможностей по отношению к европейским рынкам. «Структура национальной экономики и результативность реформ привели к тому, что в Украине сейчас нет такой высокотехнологичной, наукоемкой и конкурентоспособной продукции, которую бы искал Евросоюз, — сказал Плотников. — Среди субъективных причин свою роль в этой ситуации сыграл статус нашей страны, которая не является ни претендентом, ни кандидатом на вступление в ЕС, тогда как функция соседства еще не определена. И это накладывает ограничения на деятельность украинских экспортеров на рынках Евросоюза. И потому речь сегодня идет не о том, как совершить прорыв, а как сберечь, не растерять достигнутый уровень присутствия».

Руководитель департамента евроинтеграции Минэкономики Вячеслав Медведев назвал суммы возможных потерь Украины ($370—$390 млн.) в случае, если ей не удастся договориться с ЕС об условиях торговли после его расширения. Однако, по его словам, надежды на это еще не потеряны. И многое как в получении более высоких квот на торговлю, так и статуса страны с рыночной экономикой будет зависеть от политических факторов.

Директор Центра международных и европейских исследований при Институте международных отношений КНУ им. Т.Г.Шевченко Григорий Немыря в связи с этим ввел в оборот дискуссии образ европейской «морковки», которая является для нас действенным стимулом для работы на еврорынке. По мнению Немыри, если в данный момент нет возможности заполучить большую «морковку», то есть вступить в Евопейский Союз, то это вовсе не значит, что можно позволить себе упустить шанс на мелкую, которая не менее полезна. В частности, дискутируя на тему продолжительности разрабатывемого совместного плана действий Украина — Евросоюз, он высказался за краткосрочность (два-три года) этого плана и предложил нестандартный подход к нему, исходящий из того, что в ближайшее время, по его мнению, у ЕС не будет средств для осуществления такого плана. В этом случае, предлагает Немыря, пусть аналогичные планы примут сначала другие страны, а Украина на их примере впоследствии сможет утверждать, что без соответствующего финансирования эти планы не срабатывают и продвигать свой вариант на приемлемых для нее условиях.

Советник главы Нацбанка Украины Валерий Литвицкий в ходе дискуссии высказал опасение, что в последующие годы Украина уже не сможет обеспечить своему экспорту в Европу столь благоприятное валютно- курсовое сопровождение. В беседе с «Днем» он также отметил, что стране нужно избежать шараханий («получили Тузлу — прекращаем отношения с Россией, не получили «добро» на вступление в ЕС — замораживаем евроустремления») и улучшить сложившуюся структуру диверсификации экспорта. Вместе с тем, по его мнению, анализ платежного баланса показывает, что одностороннее наращивание экспорта в СНГ может привести к негативному эффекту.

Тем не менее дискутанты были согласны в том, что все причины задержек со вступлением Украины в ЕС и трудности в ее работе на еврорынках находятся внутри Украины, которая медленно перестраивает структуру экономики, а в последнее время еще и замедлила адаптацию законодательства и стандартов к требованиям Евросоюза.

Продолжение темы на стр. "Подробности"
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать