Перейти к основному содержанию

Еврооптимисты на встрече с евроскептиками

08 июля, 00:00

Официальный диалог Украины и Европы пока трудно назвать успешным. Похоже, чтобы стронуть эту проблему с точки замерзания, к нему следует подключиться общественности и бизнесу. Поэтому тезис о расширении социальной базы дискуссии о новой стратегии партнерства между нашей страной и Европейским Союзом становится не только все более популярным на европейском пространстве, но и превращается в одну из наиболее актуальных и все чаще обсуждаемых тем. Причем общий настрой европейцев состоит в том, что пора уже переходить от разговоров к выработке конкретных условий сближения. Первым шагом на этом пути станет создание международного «мозгового центра» (think tank) в форме сети международных экспертов, куда наряду с украинской политической и бизнесовой элитой войдут влиятельные представители правительственных, научных, деловых кругов стран Евросоюза. Их задача — формирование мнения европейского сообщества о реальной ситуации в Украине, ее экономическим, научным и культурным потенциалом, а также выработка мер и направлений для расширения партнерства и углубления процессов интеграции Украины в ЕС.

Такое решение принято в начале июля на Ялтинском европейском семинаре. Он носил частный характер, и крупный украинский промышленник, основатель корпорации «Интерпайп» Виктор Пинчук пригласил на него видных политических и общественных деятелей стран Европы и Америки, которые влияют на формирование позиций стран-лидеров. Иностранные участники оценили инициативу украинской стороны. «Хорошо, что такой семинар организовывает бизнес. Это означает, что он готов брать на себя ответственность за будущее страны» — такая мысль прозвучала на заседании.

В ялтинском диалоге, в частности, принимали участие член палаты общин парламента Великобритании Стефен Байерс, экс-премьер-министр Канады Жан Кретьен, директор программ СНГ и Восточной Европы Совета по внешним связям Германии, известный политолог Александр Рар, депутат Национального собрания Франции Доминик Стросс-Кан, государственный секретарь Национального бюро безопасности Республики Польша Марек Сивец, депутат Госдумы РФ Андрей Кокошин, директор Международного центра политических исследований Вера Нанивская, директор центра Европейских и международных исследований Григорий Немыря (Украина), старший советник премьер-министра Великобритании Джеффри Норрис и др.

На острие дискуссии в Ялте были такие сложные вопросы современности, как европейская политика партнерства со странами-соседями, сценарии развития ЕС в среднесрочной и долгосрочной перспективе и место в них Украины, перспективы и проблемы вхождения нашей страны в Евросоюз, направления расширения сотрудничества Украины и объединенной Европы в социальной, экономической и культурной сферах. По мнению Александра Рара, в Украине живет европеизированная нация. Поэтому стратегического плана интересы Европейского Союза с украинскими схожи. «Очень важна, с моей точки зрения, — отмечает немецкий политолог, — роль Украины как транзитной страны для газа и нефти в Европейский Союз. И здесь тоже очень важно, чтобы Украина стабилизировала свое соседство».

Участники семинара подчеркивали, что интеграция Украины в европейские структуры отвечает долгосрочным стратегическим интересам ЕС как в сфере безопасности, так и в экономической, социальной и культурной сферах. Ведь Украина, по их мнению, является одним из ключевых факторов стабильности и развития как в Восточной Европе, так и в средиземноморско-черноморском регионе. Ее географическое положение и транзитный потенциал, научно-технические и гуманитарные ресурсы, общая с Европой история и культурные корни делают установление тесного и равноправного партнерства актуальной задачей европейской политики.

Однако Стефен Байерс считает, что Украина сейчас на перекрестке — она может двигаться дальше, а может — назад. Он уверен, что ей надо помочь двигаться дальше и ЕС может играть более положительную роль в поощрении Украины развивать свою экономику и приносить процветание своему народу. Как это сделать? По мнению Байерса, необходимо «открывать рынок в границах ЕС». Если бы у Украины был доступ к европейским рынкам, то это, по мнению английского парламентария, было бы совсем другое дело для отдельных людей, их семей и общества, в котором они живут. «Итак, мне бы хотелось думать, — отмечает Байерс, — что сам ЕС будет оказывать содействие развитию партнерства. И это принесло бы много пользы людям, которые здесь (в Украине — Авт. ) живут».

Вместе с тем эффективность диалога «Украина-ЕС», по мнению участников семинара, пока недостаточна. Среди основных причин этого — с одной стороны, внутренние проблемы в социально-экономической и политической жизни Украины, которые не позволяют нашей стране в краткосрочной перспективе стать членом Евросоюза. В то же время европейские политические и общественные деятели подтверждали, что для исполнительных структур ЕС все еще характерен формальный подход к «украинскому вопросу». По мнению участников семинара, чрезмерная сосредоточенность официальных евроструктур на внутренних проблемах Украины сужает возможность эффективного диалога, ведущего к становлению настоящего действенного партнерства, и формирует в части украинской нации чувство разочарованности в Евросоюзе и евроинтеграции. Понятно, что это обстоятельство в полной мере используется силами, стремящимися поставить преграду на пути европейских устремлений Украины. Об этом свидетельствуют, в частности, высказывания на семинаре Андрея Кокошина. «Европейский Союз от нас отгородился квотами по важнейшим товарам, которые являются предметом экспорта и для России и для Украины, — отмечал член Думы. — Отгородился визовым режимом и целым рядом других барьеров. Поэтому на сегодня стоит очень актуальная задача для России и Украины, и ряда других государств постсоветского пространства — объединить свои усилия, будучи полностью независимыми, суверенными государствами, но сформировать такой сильный экономический блок, который мог бы нам обеспечить хорошие условия такой стратегической долговременной интеграции в число наиболее развитых государств. А Европа, с Европой нужно очень жестко торговаться за все. И одно дело, когда вы торгуетесь и у вас 50 миллионов, и другое — когда будет 225». Это уже, как говорится, без комментариев.

Но стоит ли во всех бедах упрекать только оппонентов? Жан Кретьен по этому поводу сказал: «Я считаю, что Украина сейчас где-то между Россией и ЕС, но они (Украина и Россия) будут все больше и больше приближаться к ЕС. В один прекрасный день Украина, возможно, окончательно решит стать частью Европы. Но решать лишь самим украинцам». Эту мысль продолжил Доминик Стросс-Кан: «Тогда ЕС придет и будет стараться установить партнерство. Но если украинцы не согласятся, чтобы их будущее было связано с Европой, этого не произойдет, и ничто не будет возможным».

Хотя участники старались не акцентировать внимание на существующих разногласиях, дискуссия на семинаре проходила довольно остро. Большинство экспертов отмечали, что отсутствие четко артикулированных обеими сторонами (и Украиной, и ЕС) целей и задач партнерства приводит сегодня к неопределенности будущих взаимных отношений и фактически подталкивает Украину к поиску альтернативных путей экономической и политической интеграции. Об этом откровенно говорили и иностранные, и украинские участники семинара. Негативные последствия подобной неопределенности в отношениях Украины и ЕС особенно ощутимы в сфере визового режима и еще больше в экономической сфере. Там ситуация подчас напоминает процесс «выдавливания» с европейских рынков. Ему подвергается украинский производитель. Расширение Европейского союза, вхождение в него стран Восточной Европы, культурно и экономически связанных с Украиной, усугубляет негативный компонент и укрепляет часть украинских граждан во мнении, что в Европе их никто не ждет. Об этом на семинаре говорила Вера Нанивская. В то же время, по ее мнению, Украина может стать гарантом стабильности на восточной границе ЕС и удобным транспортным узлом между ЕС, Кавказом и Азией. Также Украина может быть агентом культурного влияния ЕС на Россию, Кавказ, Ближний Восток и Среднюю Азию.

В любом случае, время не ждет, отметили участники семинара. Для Украины следующие 10 — 15 лет являются критичными для того, чтобы попасть в Европейско-Атлантическую цивилизацию.

Подводя в беседе с журналистами после завершения семинара его итоги, Виктор Пинчук отметил: «Мы хотели продемонстрировать западной общественности, что есть на самом деле Украина. Эти люди приехали сюда, в почти неизвестную для западноевропейцев землю, с одним представлением об Украине, а уезжают с совершенно другим, очень интересным. Я считаю, что для Украины, для украинских людей очень важно осознанно принять решение о выборе — куда они хотят идти, зачем они хотят идти и что их там может ждать».

Естественно, все участники диалога осознавали, что одна, пусть и самая глубокая дискуссия, не способна не только устранить, но даже и поставить все проблемы. Стефен Байерс подчеркнул: «Я думаю, что в результате семинара мы определим темы для нового диалога. Я считаю, что эта дискуссия полезна не только для Украины, но и для ЕС». Поэтому участники семинара договорились не только о создании инициативной группы по формированию международной экспертной сети, но и высказали намерение превратить Ялтинский европейский семинар в постоянный форум европейской общественности. Следующее пленарное заседание планируется провести в июле 2005 года.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать