«Европейский референдум»: картина повторяется
Довольно скоро, уже в сентябре и октябре, пройдут референдумы по вопросу вступления в Европейский Союз двух небольших балтийских стран — сначала Эстонии, а затем Латвии. Как оказалось на опыте Словакии и Польши, успехов, достигнутых политическим руководством страны, может оказаться недостаточно для полного триумфа «европейской идеи» в нации. Ситуацию, в чем-то схожую на словацкую, сейчас переживает Латвия, где растет число «евроскептиков». Зато поддержка населением вступления страны в ЕС растет, как фиксируют материалы социологических опросов, в Эстонии.
По данным, опубликованным EU observer, за пять недель до референдума 67 процентов эстонцев, имеющих право голоса, планируют прийти на избирательные участки 14 сентября, при этом сказать «против» настроены 38 процентов из них. Из этого делается далеко еще не очевидный вывод, что 62 процента из тех, кто придет голосовать, выскажется в пользу ЕС. Июньские опросы показали, что только 48 эстонцев были согласны поддержать вступление их страны в ЕС, и против были готовы высказаться 45 процентов. Нужно еще учитывать то, что около трети населения как Эстонии, так и Латвии не являются гражданами этих стран. В Эстонии считают, что уровень поддержки вырос за счет старшего поколения. В то же время «евроскептики» убеждены, что большинство еще не определившихся проголосует против вступления Эстонии в ЕС.
У граждан Латвии есть семь недель на окончательное определение своей позиции. Все, что говорит социология сегодня, — сторонники европейского выбора опережают противников на 15 процентов. То есть сказать «да» готовы почти 50 процентов опрошенных латвийских граждан, проголосовать против настроены почти 35 процентов. По данным июньского опроса, вступление страны в ЕС поддерживали 57,1% латвийских граждан, против этого выступали 24,5%. Социологи уверены, что разница объясняется тем, что у граждан очень нестабильные взгляды на то, какие перспективы их ожидают уже в объединенной Европе.
Падение поддержки вступления в «объединенную Европу» не является чем-то уникальным. Этот путь уже прошли, в частности, поляки — уровень поддержки вступления их страны в ЕС резко упал после того, как выяснилось, что социальная политика уже не будет прежней, что для сельского хозяйства, даже реформированного в соответствии с рыночными требованиями, может возникнуть весьма серьезный вызов, который, очевидно, переживут не все фермеры, что государство больше не сможет принимать решений самостоятельно, делегировав часть полномочий Брюсселю. Словацкое руководство, когда оказалось, что референдум может быть и проигран, обратилось к нации. Действия польского руководства в критический момент (за несколько часов до окончания голосования избирательные участки все еще не посетили 50 процентов граждан) до сих пор остаются в тайне. Но нервничали в Варшаве изрядно. Таллинн и Рига пока что не оглашают все свои планы, но планируют провести дорогостоящие агитационные кампании. Возможно, им это и удастся.
Выпуск газеты №:
№137, (2003)Section
Панорама «Дня»