«Европейский стиль» лучше всего приживается в праздники

Нынешний Новый год, как известно, особенный, — все-таки смена тысячелетий. По этому поводу весь мир охватила настоящая лихорадка под названием «миллениум» — хотя и приятная, но все же повышающая температуру. Ведь смена веков — с одной стороны — предвкушение нового, желательно — радостного и светлого. С другой — пугающая, как все новое и неизвестное. Не отсюда ли — инстинктивное желание людей к объединению, столь естественное в радости и в тревоге. Не случайно практически во всех крупных европейских столицах празднование Нового года превратилось в многотысячные массовые гулянья. Вон в Лондоне власти решили специальных торжеств не устраивать, а десятки тысяч британцев все равно вышли на улицу, чтобы услышать бой часов в полночь непосредственно под Биг-Беном. В этом отношении не отстали от Европы и мы, во всяком случае жители столицы, 300 тысяч которых предпочли традиционно семейный праздник встретить на Крещатике, где впервые было устроено столь грандиозное шоу.
К этой затее далеко не все поначалу отнеслись благосклонно: дескать, зачем выбрасывать деньги на ветер, точнее — на фейерверк. Трудно судить, можно было бы за эти деньги утешить страждущих и голодных, но то, что множество киевлян получило удовольствие — очевидно. Столь же одобрительно восприняли они и решение киевских властей устроить настоящие рождественские каникулы. Так что праздновать вполне по-европейски мы уже, можно сказать, научились. Причем без всякого принуждения и охотно. Осталось перенять еще несколько полезных привычек...
Евгения МИРОШНИЧЕНКО, оперная певица, педагог:
— Нынешний Новый год особенный. Ведь не каждому человеку выпадает счастье встречать следующее тысячелетие. Безусловно, нынешний праздник — более яркий и зрелищный. Центр Киева превратился в настоящую европейскую столицу. Масса огней, фейерверки, концерты. Хотя при наших проблемах с электроэнергией во многих регионах Украины такая роскошь некоторым может показаться чрезмерной. Но с другой стороны, мэрия Киева попыталась создать праздничное настроение, чтобы хотя бы на некоторое время люди забыли об ежедневных проблемах, с которыми они сталкиваются. Мне лично больше нравится встречать Новый год в семейном кругу. Но для молодежи интереснее общаться в больших компаниях, и нынешний праздник давал все возможности повеселиться от души. В нынешних торжествах я, к сожалению, не принимала участия, потому что находилась все время возле постели своей больной матери. Но, тем не менее, я верю, что черная полоса в нашей жизни обязательно пройдет и следующий год принесет нам счастье, а моей маме здоровье. Наша страна сегодня находится на правильном пути. Я верю в прекрасное будущее Украины.
Ярослав СТЕЛЬМАХ, драматург:
— Я не считаю, что шоу на Крещатике приблизило нас к европейскому уровню. Хотя хотелось бы, чтобы мы делали праздник более разнообразным и интересным. Лично мне дороже старая традиция, когда в дом приходят ряженые, поют колядки и щедривки. Как мне кажется, не стоит отрекаться от традиций предков, заменяя их новомодными фейерверками. Все иллюминации, петарды — красиво, но Новый год — это все- таки семейный праздник. Поэтому мы встречали его в тесном кругу родственников и друзей. Целую ночь была возможность пообщаться. А вот телевидение огорчило: все передачи какие-то пресные, как всегда, много эстрады низкого качества. Хорошо нам, живущим в столице, — есть большой выбор куда пойти на праздники. Но ведь для основной массы украинцев зачастую телевидение единственный источник развлечения. Похоже, что наши телевизионщики не сильно фантазировали, рассчитывая в основном на молодежную аудиторию. А мне кажется это ошибочным. Молодежь любит потанцевать и телевизор на Новый год практически не смотрит. Это удел людей среднего и старшего возраста. А про них совершенно не подумали.
Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, главный режиссер праздника на Крещатике:
— Я считаю, что в этом году мы сделали рывок не просто к Европе, а к новому самовосприятию. Подготовка к празднованию Нового года на Крещатике началась за восемь месяцев. Первоначально «Мост тысячелетия» задумывался еще более эффектным но, к сожалению, у нас еще нет практики разработки конструкций такого типа и подготовки подобных масштабных мероприятий. Да и в финансовом плане такие проекты очень дороги. Ведь раньше на Новый год организовывали массовые гуляния на нескольких площадках, ставили елку на майдане Незалежности. Нынче была изменена система образов. Сделаны архитектурные подсветки, в иллюминациях оказались деревья, дома — весь Крещатик. Но настоящей сенсацией Нового года стал «Мост тысячелетия», который символизирует соединение эпох и поколений. Мне очень приятно, что в новогоднюю ночь на гала-концерте присутствовало 300 000 человек не только киевлян, но гостей из разных регионов нашей страны. Сколько смеха, улыбок и при этом, по сводкам МВД, никаких ЧП не произошло. Я сам неоднократно режиссировал концерты, но подобного нынешнему еще не было. Все артисты и творческие коллективы с удовольствием принимали в нем участие. Более того, в первой части программы «Вечные песни Украины» молодежь (а их, действительно, больше всего было на Крещатике) не только подпевала, но и пританцовывала, слушая шлягеры уходящего тысячелетия. Это к вопросу о том, что их интересует только рэп и попса. А вторая часть стала настоящим эстрадно-танцевальным шоу, когда и артисты и зрители пели и танцевали с большим вдохновением. Подобного Новогоднего праздника в моей жизни еще не было. 2001 год я встретил не только с семьей, но и с коллегами, находясь восемь часов на ногах. Усталости совершенно не ощущалось. Я счастлив, что был режиссером программы, которая понравилась зрителям, и того, что мы теперь стоим у порога нового тысячелетия, а наш мост стал, как и задумывалось, своеобразным покровом благоденствия новой независимой Украины и каждого ее жителя. Я желаю всем нам вдохновения и исполнения самых дерзких планов.
Выпуск газеты №:
№1, (2001)Section
Панорама «Дня»