ЕЖИ — ЭТО НЕ ТОЛЬКО МИЛЫЕ ЗВЕРЬКИ
Это еще и «фирменная» еда!
КАК ИХ ЛОВЯТ
Когда речь заходила о меню из ежей, лица собеседников расплывались в мечтательных улыбках: казалось, что от одних только воспоминаний потекут слюнки. Однако осторожные крестьяне сразу же рассудительно замолкали: еж занесен в Красную книгу... И неловко сознаваться в пристрастии к «охоте», которая неоднозначно воспринимается даже в соседних селах. Поэтому, этот материал стал возможным тогда, когда было дано клятвенное обещание не упоминать ни одного имени и фамилии.
— Не нами это заведено, не на нас и закончится, — размышляют сельские философы-ежикоеды.
Сельский председатель Иван Макарович Лопошук имеет об этом личное мнение: возможно, предков есть ежей «беда заставила». Ел же его родственник, который 25 лет отсидел в тюрьме «за политику», и ворон. Говорил, что вкусно. Председатель помнит, как в 50-е годы в селе не было хлеба, и мать пекла его и из желудей, и из орешника гроздья рвали. Люди тогда все перепробовали, поэтому, наверное, и вернулись к исконному столино-смолярскому промыслу на ежей.
Но почему именно ежи? Столинские Смоляры — волынское село среди леса, в котором видимо-невидимо дичи. Уток, как говорит Иван Макарович, — «тучи», ходят местные охотники на зайца, но разве сравнить худую зайчатину с жирной ежатиной?! Развелось и лис, на которых давно никто не охотится, потому что не модными стали шубки и шапки из их меха.
Сезон охоты на ежей в Столинских Смолярах совпадает с сезоном копания картофеля. Это вторая половина августа. Но уже на престольный праздник, который здесь отмечают 28 июля, в день Святого Владимира, мало в какой избе на столе нет «фирменной» еды.
В эту пору ежи еще «слабые», т.е. не нагуляли жирка, однако традиция, как видим, живет и процветает.
Ловят ежей ночью (днем они отсыпаются, а ночью выходят на промысел) и с собаками. Далеко не каждого пса можно научить и заставить лезть в заросли ежевики, где обитают ежики. Найдя добычу, пес дает голос — а дальше, как говорят, дело техники. Местные охотники наловчились брать ежиков чуть ли не голыми руками. С маленьким ежиком забот не меньше, чем с кабаном. Его обжигают, а оставшиеся твердые иголочки снимают горячим металлом — есть для этого в Столинских Смолярах специальные приспособления — местное ноу-хау. Тушку разрезают, выбрасывают внутренности — и наступает период ожидания «праздника живота»...
КАК ИХ ЕДЯТ
Буквально за неделю до того, как мы побывали в Столинских Смолярах, в одной избе на крестинах давали жаркое из ежа. Крестьяне с уважением к хозяевам рассказывали, что на каждом столе было аж по две тарелки ежатины... Но это скорее исключение, чем правило. К счастью, жизнь колючих зверьков в определенной безопасности до тех пор, пока любители этого деликатеса не научатся консервировать «свежину». Пока что это делать не удается, хотя рассказывали, что в одной семье как- то сумели приготовить «консервы» и в холодном месте они простояли почти до весны. Кое-кого выручает морозильная камера, но ежатина, как любое мясо, не терпит долгого вымораживания.
Ежи в округе водились испокон веков. Возможно, потому, что в окрестных лесах они хорошо плодятся — есть много ежевики и полянок, которые они любят. Один мужичек сознался, что вдвоем с кумом за ночь «налапали» (по-местному — наловили) аж 60 ежей, и были среди них достаточно солидные особи — по килограмму и больше (это уже чистого веса). Ну и что же делать с тридцатью (делились же пополам) ежами?!
— А берешь два 15-литровых казана, закладываешь в них свежину — и в печь, — мечтательно вспоминали лето мужики.
Едят ежовое и сердце, и печенку, и легкие. Мясо ничем не приправляют, потому что считается, что приправы только портят и без того приятный вкус. Говорят, что ежатина вкуснее свинины, молодой телятины, утятины, крольчатины и курятины. И даже индюшатины. Неповторимый вкус имеет жир, который также в большой цене. Его собирают в бутылки и используют как лекарства (при ожогах, различных язвах, болезнях легких). Если перефразировать крылатое изречение о кроликах, то ежи — «не только вкусное мясо, это еще и наилучшие лекарства от туберкулеза!»
— Когда медицина бессильна — на ежиках человек оживет! Нужно скушать 6 — 7 ежиков и ложкой выпить полбутылки жира, — со знанием дела делятся рецептами местные.
В округе жителей Столинских Смоляров так и прозывают — «ежики». Бывало, что девушка из соседнего села стеснялась выходить замуж за «ежика», но, по-видимому, нет в селе приезжих, которые бы впоследствии не ели ежатину. Это еще и прекрасная закусь: можно выпить одному пол-литра и совсем не опьянеть. Ежей с каждым годом становится все меньше, все дальше уходят они от своей «исторической родины». Теперь охотникам за колючим деликатесом приходится ездить в соседние районы, куда ежи эмигрируют (кстати, интересный факт, что за ночь в поисках еды это животное преодолевает до 5 километров!) Хорошо, что перестали «лапать» малышей и дают им вырасти.
Столино-смолярские ежики превзошли самый главный волынский деликатес — угрей, которые водятся в озере Свитязь. На Волыни бытует шутка (очень близкая к истине), что у многих местных профессоров, писателей и чиновников дорога к дипломам, званиям, наградам и должностям выстелена угрями. А теперь на Свитязь столичным «боссам» возят котелки с ежиками... Просят их польские и украинские таможенники — село же в нескольких километрах от Государственной границы Украины и его жители пользуются правом беспрепятственного перехода в Польшу.
Нам не пришлось попробовать, какие же ежики на вкус: не в сезон попали. Местные хозяйки убеждали, что зная, что в кастрюле ежатина, мы бы побороли понятную брезгливость и жалость (и как только они их едят, этих милых зверюшек?!) «На запах пошли бы!» — смеялись женщины и приглашали приехать в Столинские Смоляры на престольный праздник.
Выпуск газеты №:
№63, (2002)Section
Панорама «Дня»