Перейти к основному содержанию

Гаранты безопасности. Продовольственной

В Украине планируется создание 12 больших оптовых рынков
20 октября, 19:10
ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Какие овощи мы едим? Если купленные в супермаркетах, то в большинстве своем это — импортный товар. Если хочется чего-то с «собственного» огородика, то отправляемся на продуктовый рынок или ищем у перехода бабушку, уж она то точно своим,родненьким торгует. Часто под вечер старушка совсем за бесценок отдает: «Заберите, Христа ради, выручите. Ну не нести же назад домой!? Подполье полное, и так не знаем, как продать...»

Она не знает, как продать, мы не знаем где бы купить, — вот так и живем. Разнесенные в пух и прах заготконторы и потребкооперация уже почти что ушли из памяти,а на их месте так и не возникли структуры, выполняющие их функции. Где-то решится начинающий частный предприниматель собирать у односельчан и в окрестных селах выращенное тяжким трудом, но потом, помаявшись с товаром (то пропало, то некондиционное, то покупатели с ценой «крутят»), плюнет и перейдет на более выгодный род занятий — импортным торговать... И украинцу ничего не остается, как есть импортный лук, морковку, картошку и даже сало, что всегда было предметом особой гордости соотечественников. Никто не претендует на апельсины, но уж по части яблочек — извините-подвиньтесь!

Диетологи ведь советуют: ешьте больше фруктов и овощей! Но это, скажу вам, недешевое удовольствие. Килограмм яблок — пять гривен! И это осенью, а что будет зимой?! Но кто поспорит сегодня с тем, что совсем не тугой кошелек среднестатистического украинца не позволяет покупать достаточно свежих фруктов и овощей зимой? И это, конечно, влияет на качество нашей жизни. Но так уж в последнее время повелось, что данная тема не выходит на первополосные страницы наших газет и очень редко становится темой для обсуждения широкой общественности. Как и тема реформированного (угробленного) сельского хозяйства, которое всеми средствами нужно поднимать.

Растущую дороговизну продуктовой корзины в большинстве своем связываем с энергоносителями, с неурожайным годом, а то, что в окончательную стоимость товара посредники закладывают свою значительную долю, считаем недостойным внимания. А такова, к примеру, в цене на мясо составляет 42 — 59%. И так практически во всем. То есть в сельхозпроизводстве проблема сбыта приобрела огромное значение, если уж половина, а то и больше цены составляют всевозможные накрутки! От этого, естественно, страдает потребитель, но и не в меньшей степени производитель.

Интересно, как подошел к решению такой проблемы цивилизованный Запад? Он создал оптовые рынки для сельхозпродукции. Больше того, он поддерживает их деятельность всевозможными законами. В Японии еще в 1923 году была разработана и принята Национальная политика (закон), регулирующая работу продовольственных оптовых рынков. (Предусмотрено, что в каждом городе с численностью населения более 20 тысяч местные власти должны позаботиться о создании таких рынков.) В большинстве же стран оптовые рынки создавались в 1950 — 1970-е годы. Хотя их история уходит в значительно ранние времена, когда они работали сегментарно и у каждого продукта была своя территория и свои правила. И только с появлением супермаркетов и различных магазинов, где уже представлялся широкий ассортимент товаров, оптовые рынки вынуждены были объединяться и укрупняться.

Показательно для нас, что практически все рынки были основаны по инициативе местных, региональных или государственных органов власти. Помещения оставались собственностью городов или региональных государственных органов. А банки и иные структуры владели небольшим количеством акций. Непосредственно продавцы редко были владельцами рынков, дабы не возникал конфликт интересов между торговыми компаниями. Правда, часто менеджмент отдавался в руки отдельных управленческих структур, знающих в этом толк.

Основная же идея создания рынков — концентрация в одном месте большого числа собранной с полей продукции, где все условия созданы для того, чтобы продавец мог быстро продать, а покупатель без хлопот купить, себя оправдала. Здесь не нужно особо торговаться, ибо устанавливается цена дня, а основными потребителями становятся оптовые покупатели — продавцы и переработчики сельхозпродукции. Но что немаловажно, оптовые рынки становятся составляющей частью инфраструктуры региона, как, к примеру, дороги или порты. Они дают возможность местным и центральным органам власти укреплять политику стабильного развития малого и среднего предпринимательства. И чем лучше развита инфраструктура оптового рынка, тем эффективнее дистрибуция (а цена, на удивление, ниже), выше лишь качество предложенных фруктов, овощей и мяса, потому что есть, где сохранять, есть возможность быстрее загрузить, потому что контроль за качеством ведется, а потери и отходы устраняются моментально, без хлопот для санитарных служб. По крайней мере, именно таковой есть модель европейского рынка.

В Украине сегодня почти каждый областной центр имеет в наличии стихийный оптовый рынок, который функционирует в светлое время суток. Но требованием сегодняшнего дня становятся уже иные структуры — региональные аграрные центры, которые торгуют беспрерывно в любое время суток. Привез покупатель, например, товар в три часа ночи, а утром выращенная им цветная капуста уже подается в ресторане, продается в супермаркете. Пока товар отгружали, шофер поел, ибо тут есть столовая и кафе, торгуешь сам несколько дней — к твоим услугам отель и все необходимое для коммуникаций и финансовых операций. На первой международной конференции «Развитие оптовых рынков сельскохозяйственной продукции в Украине» обо все этом шла речь. А то, что в ее работе приняли участие представители министерства аграрной политики, минэкономики, министерства финансов, народные депутаты Украины, ученые, руководители ведущих общественных и профессиональных организаций АПК, а также Агентства США по международному развитию, Европейской комиссии, Всемирного Банка, Европейского банка реконструкции и развития, продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, проектов международной технической помощи, представители европейских и украинских оптовых рынков, говорит о том, что тема эта получила свое полновесное звучание и имеет значение не только для Украины. Не случайно и то, что проходила конференция во Львове. Именно оптовый рынок «Шувар» был представлен как пока что единственная в Украине модель европейского оптового продуктового рынка. Шла речь и о том, что Всемирный Банк готов выдать кредит в 20 миллионов евро для завершения создания на «Шуваре» регионального аграрного центра. Конечно, при выполнении определенного ряда условий: больших площадях, в 15—20 гектаров, и при наличии государственной поддержки. Подобная модель отношений использовалась при финансировании оптовых рынков в Гданьске и Люблине (Польша), и Европейским банком реконструкции и развития при финансировании рынка Варшавы. Инвесторы получают минимальные процентные ставки и происходит все без всяческих посреднических структур. Пять лет инвестируемое предприятие может кредит не возвращать, а потом возвращать вместе с минимальными или даже оплаченными государством процентами.

Конечно, чтоб не только «Шувар» заработал по европейским стандартам, Украине нужен свой закон «Об оптовых рынках сельскохозяйственной продукции». Участники конференции активно обсуждали его проект, подготовленный для рассмотрения Верховной Радой, и вносили свои предложения в проект Концепции программы развития оптовых рынков сельхозпродукции.

Почему, как считали практически все выступавшие, государство должно поддержать работу оптовых рынков и вообще продовольственных рынков в Украине? Потому что их число катастрофически уменьшается. Кто из бизнесменов будет упрямо продолжать «держать» рынок, если на этой площади можно построить супермаркет и получать прибыль в 10 раз большую?! Если, к примеру, взять площадь в 1000 квадратных метров и разместить там очень плотненько 300 продавцов сельхозпродукции, то, взяв с них по три гривни за место, получишь только 2700 гривен в день. Заплатишь с этой суммы налог и прослезишься, оставив на утро все свои альтруистические намерения для лучших дней. (Вот потому-то продовольственное всегда идет рука об руку с промышленным и иже с ним). Вы представляете, сколько парфюмерии можно продать на трех квадратных метрах, а сколько картошки? Сравнение будет не в пользу продавцов овощами. Поэтому во Львове, как и в других областных городах Украины, тают на глазах небольшие продуктовые рынки, без поддержки мэрии уже не выживающие нигде. Оптовый же рынок — их «крестный отец» и мать родная. В три часа ночи оптовик приобрел продукты и повез раскладывать на своем прилавке. Все, как в том анекдоте: «Когда у вас можно купить свежую клубнику?» — «В шесть утра…»

Нужно подчеркнуть, что пока что в Украине крупный товаропроизводитель, который на свою продукцию может получить сертификат и всяческие сопровождающие документы, очень малочисленен. А именно такой товар, со всякой сертификационно-лицензионной бумаготворческой деятельностью, берут, и они правы, для продажи супермаркеты, которых на Украине, кстати, становится все больше и больше. (Общее их число на сегодняшний день составляет 903). На Львовщине пока что 83% производителей совсем другого толка — мелкие частники с наделом в два-три гектара поля, а то и того меньше, и им получить документы практически невозможно. К тому же пока побегают по кабинетам — все сгниет...

Вот и выходит, что разумнее придерживаться классической европейской схемы: один большой оптовый рынок на регион, опеку над которым (а это можно осуществлять разными методами, в том числе налоговыми) осуществляет государство. В районах же функционируют меньшие рынки, чисто коммерческие, однако без соответствующей идеологии (сети вспомогательных бытовых сооружений, коммуникаций, служб, необходимых для обеспечения информационной и рекламной деятельности регионального аграрного центра).

«Однако самое важное не только это, — говорит заместитель губернатора Львовщины по вопросам АПК Иван Стефанишин. — Самое важное — выстроить взаимосвязи. Если не будет кооперативов, занимающихся заготовкой и сбытом на уровне сельского совета, служб, которые осуществляли бы информационную поддержку мелких товаропроизводителей, занимались обеспечением их деятельности надлежащим зерном, техникой, то вообще сформировать товарную партию, которая бы представляла интерес для оптовиков, будет невозможно. (Один селянин садит раннюю капусту, другой — среднепозднюю, третий вообще позднюю картошку). В том-то и вся суть, что соответствующие совещательные службы должны подсказать, что и когда садить конкретно в этом селе, а коммерческие структуры — обеспечить сырьем, удобрениями, тогда и дело споро пойдет. Все это просто необходимо выстроить — то, что мы потеряли в процессе аграрной реформы. А потеряли мы, по моему мнению, на инфраструктуре больше, чем выиграли на частной собственности. Сейчас строим эту инфраструктуру наново, с низу до верху, иначе оптовый рынок не сможет выполнять свои функции».

Львовщине, я говорю это без ложной скромности, повезло, — она имеет «Шувар», такого рынка по функциональному замыслу, идеологической нагрузке больше в Украине нет. Поэтому, имея соответствующий опыт, принимаем активное участие в разработке комплексной программы реформирования аграрного сектора. Объектов, подобных львовскому, предлагается на Украине создать всего 10 — 12, связано это с наличием потенциальных потребителей, концентрацией сырьевой базы, экспортной перспективой и транспортными коммуникациями.

Роль государства — создать нормальные условия для работы через принятие закона об оптовых рынках и положения о региональном аграрном центре, который, кстати, также презентовался и обсуждался на международной конференции. Нужно отделить обычный, привычный для нашего понимания рынок, работающий с чисто коммерческими целями. И прописать соответствующие правила игры для аграрных центров, в плане доступа до государственных программ, которые сегодня существуют в части оплаты налогов, ПДВ и т.д. Государственные органы должны понять свою целенаправленную роль. Почему я говорю, что система государственного управления дает сбой? Потому что сегодня невозможно старыми методами, ориентированными на администрирование, влиять на систему рыночных взаимоотношений. Рынок будет работать и обеспечивать продовольственную безопасность страны без нашего вмешательства, не нужно вмешиваться в ценовую политику. Нужно лишь создать бизнес-среду для того, чтоб потом все шло своим ходом, и не влиять на вещи, на которые уже власть не должна влиять. Скажу, что на сегодняшний день, к счастью, на всех уровнях власти мы достигли понимания, проекты готовы, все уже поняли, что без такого выстроенного и запущенного механизма управлять процессами в сельском хозяйстве невозможно».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать