Перейти к основному содержанию

Газотранспортный призрак

Создав консорциум без Евросоюза, Украина превратится в страну, не контролирующую свою энергетику
12 декабря, 21:06

Календарный, а также и бюджетный год в Украине уже подходят к концу, а карты все еще в московском рукаве и милого... сердцу украинского правительства дешевого газа... все нет. Если в четвертом квартале 2010 года цена импортного российского топлива составляла 252 долл. за тысячу кубометров, то в четвертом квартале этого года — около 400 долл. Какой она будет в 2012 году пока достоверно неизвестно. И как тут сверстаешь бюджет? Можно ли и дальше откладывать эту жизненно важную для страны работу? Похоже, власть уже потеряла терпение. В конце прошлой недели лидер парламентской фракции регионалов Александр Ефремов заявил: «Мы вышли с предложением к правительству и, насколько я понимаю, на сегодняшний день правительство нас поддерживает, чтобы утвердить бюджет в этом году (до 23 декабря) на базе той газовой цены, которая есть».

Как представляется, само своевременное принятие бюджета в этой ситуации далеко не главное — сроки все равно уже сорваны. Тут одно из двух: или на пересмотр цены шансы уже потеряны, или наше бюджетное нетерпение должно показать контрагентам по переговорам, мол, мы и без вашей скидки не пропадем.

Но убедительный шантаж — это явно не наше ремесло. К сожалению, нам, по-видимому, привычнее, а, может быть, и приятнее, когда шантажируют нас. И тогда не остается ничего другого, как идти на поводу... «Через какой-то промежуток времени, — говорит парламентский лидер правящей партии, — если мы не поменяем политику, то на Украине ГТС будут заниматься не газовики, а металлоломщики. Украина транспортирует сегодня 120 миллиардов кубометров газа в год. А при условии, что запустят «Северный поток» и «Южный поток», в лучшем случае, через нашу систему будет проходить 40 миллиардов кубометров. И это вряд ли позволит содержать ее в рабочем состоянии. Поэтому нам надо принимать решение. И времени больше нет. Поэтому специалисты сегодня разрабатывают вопрос создания тройственного консорциума Европы, России и Украины».

Ефремов все же надеется, что «нам удастся договориться с Россией до конца года о пересмотре газового соглашения, и точно там не будет повышения цены на газ»... Неужели речь уже идет не о пересмотре несправедливой формулы, не о снижении цены, которая делает украинскую промышленность неконкурентоспособной, а всего лишь о сохранении ценового статус-кво? С другой стороны, по сообщению одной из газет, договоренность о создании консорциума (на первом этапе двойственного и лишь в перспективе — тройственного и, по мнению газеты, еще более опасного для Украины, поскольку в нем, скорее всего, с европейской стороны будут участвовать дружественные «Газпрому» компании) практически прописана и представлена на рассмотрение руководителей Украины и России. При этом создается впечатление, что в украинском руководстве по поводу этого документа нет единого мнения, а намерение правительства заложить в бюджет-2012 цену на газ, действующую в четвертом квартале этого года, является ни чем иным как антипрезидентской фрондой Азарова, якобы не согласного с условиями создания консорциума и не желающего брать на себя ответственность за «сдачу» украинской энергетики.

Эксперт «Дня» Александр Нарбут к этой информации относится с некоторым недоверием. Он приводит «меткое» высказывание Президента Виктора Януковича, который сказал, что Таможенный союз — это не наша игра. И распространяет его слова также и на консорциум (в том случае, если его условия будут нести угрозу Украине). «Есть надежда, что Президент осознает, что это тоже не наша игра, — говорит независимый эксперт и повторяет: — Есть надежда на то, что у него (Януковича) есть понимание — не в свою игру точно играть не нужно». Нарбут приводит слова президента США Барака Обамы о том, что страна, не контролирующая свою энергетику, не имеет будущего, и добавляет, что понимание этого пришло к американскому президенту после первого года работы на этом посту. Но контроль — это еще не все. Не менее важно развивать собственную энергетику и иметь возможность финансировать ее модернизацию. В нашем случае — это большая проблема.

Скандальная инсайдерская информация о ходе газовых переговоров идет от неких информированных источников, а потому не обязательно является достоверной и, возможно, даже преследует определенные политические или своекорыстные цели, поставленные теми или иными кланами. Но кто кого заказывал, как считают эксперты «Дня», непонятно. Однако тема реформирования «Нафтогаза Украины» и, соответственно, создания консорциума, действительно, поднимается едва ли не ежедневно. Так, первый заместитель главы Администрации Президента Украины Ирина Акимова в дальнейшей судьбе «Нафтогаза» не сомневается: «Конечно, будем реформировать. Вопрос только во времени».

Осмелимся возразить: не только. Президент еще 2 сентября поручил премьер-министру Николаю Азарову до 1 октября подготовить проект программы реформирования монополиста. Но на дворе уже декабрь, и поэтому возникает вопрос об элементарной исполнительской дисциплине. Напомним также: в соответствующем поручении Президента говорится, что реформирование проводится в связи с необходимостью адаптации законодательства Украины к законодательству Евросоюза в сфере энергетики и с целью исполнения принятого в прошлом году закона о реформировании рынка газа. Так что у Президента появились веские причины быть недовольным действиями Азарова... В ответ премьер, заодно председательствующий в правящей партии, мог бы, наверное, попытаться сыграть на национальных чувствах украинцев, не слишком симпатизирующих двухстороннему консорциуму, и, как когда-то Ющенко, предпочесть высокую газовую цену сдаче «Нафтогаза» на фантастически невыгодных условиях. Но, думается, на самом деле разговор в президентском кабинете разворачивался совсем не в таком ключе, как об этом заявляет подпольный источник. И именно Азарову, чья способность бунтовать против «Лидера» подлежит большому сомнения, пришлось давать разъяснения...

Между тем заместитель спикера парламента Николай Томенко заявляет, что реорганизация НАК «Нафтогаз Украины» невозможна без участия Европейского Союза. Оппозиция, по его словам, обеспокоена газовыми переговорами между Украиной и Россией, поскольку точно никто не знает, что именно происходит. Как отметил Томенко, Украина является подписантом Европейской энергетической хартии, поэтому должна осуществлять реорганизацию «Нафтогаза» и газотранспортной системы исключительно на принципах европейского законодательства. «Не могут Украина и Россия сегодня самостоятельно подписать соглашение, которое бы предусматривало реорганизацию НАК «Нафтогаз» или ГТС без европейских партнеров», — считает народный депутат.

Но какова роль Евросоюза в модернизации украинской газотранспортной системы? Некоторые эксперты считают, что Запад вполне лояльно относится к строительству Россией газопроводов, идущих в Европу в обход Украины. Есть ли в этих условиях у Украины, несмотря на риски, альтернатива созданию консорциума? И каким ему быть?

КОММЕНТАРИИ

Валентин ЗЕМЛЯНСКИЙ, эксперт энергетического рынка:

— Сообщение источника о результатах переговоров, скорее всего, является правдой лишь частично. Экономических реалий я там не увидел. Сообщение об этапах в создании консорциума (сначала двухсторонний, потом трехсторонний) особых сомнений не вызывает, можно поверить и в соответствующее распределение долей: 50:50 (на первом этапе) и 33:33:33 (на втором). Но что взамен? Какая цена передающихся пакетов? Какие условия создания консорциума? Украинская ГТС продается или, например, передается в управление? Каков статус украинских подземных хранилищ газа? Этого я не увидел. В то же время дальнейшее затягивание с решением вопроса финансирования модернизации украинской ГТС может лишить Украину статуса крупнейшей страны-транзитера российского газа. Практически 2/3 магистральных газопроводов, газоперекачивающего оборудования и механизмов, обеспечивающих работу подземных хранилищ газа, морально и физически устарели, отработали более половины своего срока службы и нуждаются в замене. К сожалению, Европа практически отказалась участвовать в финансировании модернизации и реконструкции украинской ГТС и усиленно ищет альтернативу российскому газу, а Россия наращивает темпы строительства обходных газопроводов. Как бы Украина не потеряла свои транзитные позиции. Тогда нам придется искать деньги не на реконструкцию, а на консервацию устаревших мощностей, которые через 5 лет не будут интересовать ни Москву, ни Брюссель.

Михаил КОВАЛКО, экс-глава комитета по ТЭК Верховной Рады:

— Украинская ГТС требует интенсивной модернизации. Необходимо сохранить украинскую ГТС и придать ее работе новый современный технологический уровень. То, что Европа не вкладывает деньги в модернизацию нашей ГТС, связано с тем, что европейские страны сейчас активно работают над развитием альтернативных видов энергетики, стараются снизить процент потребления газа. Вторая причина в том, что ЕС на распутье, ведь полным ходом развиваются проекты по «Северному» и «Южному потокам». Если бы Европа определилась, ответила сама себе предельно четко: готова ли она поддержать украинский маршрут, то, думаю, были бы инвестиции в модернизацию ГТС.

Богдан КЛЮК, экс-глава правления «Укргазпрома», президент Украинской нефтегазовой академии:

— Украинскую трубу спасут гарантии прокачки газа. Нам давно надо было договориться с Россией. А модернизировать ради самой модернизации не надо. Модернизировать надо для того, чтобы иметь возможность загрузки системы. Наша ГТС находится в нормальном рабочем состоянии, но, конечно, есть и проблемы. Сегодня появились новые поколения турбоагрегатов, систем автоматики и механики, но это не значит, что наша система плохая, просто она нуждается в существенной модернизации. Эксперты и компании «Шелл», и российские эксперты, все говорят, что у нас есть дополнительные мощности, можно улучшить систему. Нужно только иметь задачи и цель — ради чего? Модернизировать ради самой модернизации не надо. Есть ли другие источники поставки газа в Европу, кроме России? Нет. Раз нет, значит — нам надо искать пути решения вопроса именно с РФ. Надо договариваться с ними, чтобы они нам поставляли то количество газа, которое обеспечит рентабельную работу ГТС. А это не меньше 95—100 миллиардов. А если будет 120 миллиардов, то — еще лучше. Ведь, чтобы вкладывать деньги в модернизацию, надо быть уверенным в том, что они окупятся. Есть пока много вопросов относительно «Южного потока», «Северного», все политизировано, завит реально от того, сколько газа будет брать Европа.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать