Перейти к основному содержанию

Газовая арифметика

Украина настаивает на контрольном пакете
15 августа, 00:00

Впрочем после недавней встречи президентов двух стран в Москве готовящиеся проекты соглашений получили более широкое толкование. «Оба проекта называются «О стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли» и направлены на всестороннее углубление отношений в этой сфере, предусматривают строительство как новых объектов, так и совместную разработку месторождений», — сообщил накануне встречи премьеров заместитель руководителя торгпредства при посольстве Украины в РФ Валерий Кириняченко. Тем не менее и стержнем, и камнем преткновения этого соглашения, по-видимому, по-прежнему остается создание газового консорциума. В.Кириняченко рассказал, что Украина сейчас рассматривает российский проект соглашения о создании международного консорциума для бесперебойных поставок газа в Европу и в то же время готовит свой вариант документа. По словам В.Кириняченко, в обоих проектах предусмотрено создание двустороннего консорциума с участием России и Украины. Войдет ли в консорциум сразу немецкая сторона, а также каково в нем место «Газ де Франс», — это пока один из вопросов, обсуждаемых при подготовке проектов соглашений, отметил он. «Соглашение будет носить рамочный характер, об этом уже можно точно говорить, оно будет предусматривать создание консорциума в принципе», — заявил В.Кириняченко. По его словам, после подписания соглашения разработкой деталей займутся конкретные ведомства и компании с обеих сторон. Украинский дипломат напомнил, что по итогам российско-украинской встречи на высшем уровне, состоявшейся на минувшей неделе в Москве, окончательный проект соглашения решено подготовить до 7 октября.

Вместе с тем, как считает В.Кириняченко, один из основных вопросов сейчас — это, как совместить создание консорциума с запретом на приватизацию газотранспортных объектов в Украине, который закреплен в законах этой страны, сообщает московский Интерфакс. Россия настаивает на равном участии обеих сторон в консорциуме, тогда как, по мнению украинской стороны, контрольный пакет (50% плюс одна акция) должен принадлежать украинской стороне.

Напомним, что 9 июня стороны подписали в Санкт-Петербурге совместное заявление о сотрудничестве по использованию магистральных газопроводов, проходящих по территории Украины, для обеспечения бесперебойного транзита в европейские страны. Как заметил тогда Касьянов, одной из задач является «плавный переход к совместному управлению на паритетных началах газотранспортной системы Украины с приглашением других участников, один из которых уже определен — Германия».

Договоренность Леонида Кучмы, Владимира Путина и присоединившегося к ним Герхарда Шредера предусматривает создание специального трехстороннего консорциума, причем участие Германии, как было обещано в Питере, позволит привлечь $2,5 млрд. на реконструкцию газотранспортных сетей Украины, а также около $15 млрд. для развития их в течение десяти следующих лет.

Кстати, идею создания консорциума в сочетании с приватизацией украинских газопроводов пыталось осуществить и правительство Ющенко — Тимошенко (которая теперь категорически против). В марте 2000 года на бурном заседании оно приняло решение предоставить сроком на 40 лет фактически концессионные операторские права на национальную газотранспортную систему некоему совместному предприятию. При этом тандем рассчитывал оставить за собой 50 процентов плюс одну акцию в будущем СП (или консорциуме), а остальное продать на тендере заинтересованным компаниям, среди которых назывались «Газпром», Gaz de France, Ruhrgas и группа Royal Dutch/Shell.

Сегодняшняя ситуация относительно деталей международного консорциума продолжает оставаться неоднозначной. Глава подкомитета по вопросам газовой промышленности парламентского комитета по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Гудыма («Наша Украина») предлагал «отказаться от идеи» создания международного консорциума по управлению и развитию украинской магистральной газотранспортной системы и использовать опыт Чехии и Словакии, которые «продали свои газотранспортные системы».

Председатель названного парламентского комитета Андрей Клюев, отвечая на вопрос «Дня», не стал с ходу отбрасывать идею консорциума. По его словам, этот вопрос нуждается в детальной проработке. «Необходимо взвесить все «за» и «против» и определить экономическую целесообразность проекта», — сказал народный депутат. При этом главное, по его мнению, учитывать национальные интересы, а также исключить потери бюджета и сделать так, чтобы появились реальные условия для инвестирования в газотранспортную систему. В то же время глава профильного комитета парламента считает, что в одиночку Украине газовую трубу не обслужить — необходимы инвестиции, и «весьма приличные», поскольку, по его мнению, техническое состояние украинской ГТС, «мягко говоря, не блестящее».

Однако в украинском парламенте у такого мнения, по-видимому, весьма близкого к правительственному, могут обнаружиться оппоненты. Причем не только в рядах оппозиции. Так, один из лидеров депутатской группы «Народовластие» Олег Беспалов сказал «Дню», что консорциум нужен России больше, чем кому-либо, тогда как Украине нужны лишь деньги, чтобы «подремонтировать-подлатать» трубу. По его мнению, все будет зависеть от того, пойдет ли Россия на то, чтобы дать больше денег и получить меньше (не все) права на управление. Пока же, как считает народный депутат, Россия хочет таких прав, которые равнозначны приватизации ею украинской ГТС. (Не спроста премьер-министр А.Кинах еще в июле высказывал требование «жестко защищать интересы Украины» при подготовке проектов концепции и соглашения о создании международного консорциума. — Авт. ). По мнению О.Беспалова, если к консорциуму не подключится Германия (немцы, уверен он, будут бороться и за свои 5%), то Россия сможет хозяйничать в нем почти безраздельно. Как сказал О.Беспалов, пока что в украинском парламенте «отрицательное отношение ко всему этому, хотя в принципе консорциум — это не плохо». В то же время он считает, что $15 миллиардов, которые иностранные участники консорциума собираются вложить в реконструкцию ГТС, при доходности системы $2,5 млрд. равны по сути плате за ее аренду на протяжении семи лет. Под залог этого газопровода любая финансовая организация, по мнению О.Беспалова, даст на его ремонт «самые дешевые деньги». И это вызывает у него сильное сомнение в том, надо ли отдавать ГТС в управление, тем более, что «по дороге наши чиновники могут половину из названной суммы просто украсть». Борьба, которая разворачивается сейчас вокруг этого вопроса, считает О.Беспалов, идет главным образом в отношении того, кто же конкретно займется реконструкцией, потому что при этом можно будет закапывать в землю деньги.

Между тем источник, близкий к Кабмину, подтвердил «Дню», что на предстоящих московских переговорах главный спор будет идти вокруг распределения долей в консорциуме, поскольку Украина настаивает на 50% плюс одна акция (независимо от участия третьих стран) и с этой позиции не собирается отступать. Тогда как российские контрагенты требуют себе ровно половину, а с другими участниками предлагают делиться из обеих долей. Источник предполагает, что на украинскую сторону в этом вопросе будет оказано со многих сторон одновременно большое давление (возможно, Украине напомнят также о еще окончательно не урегулированном с помощью облигаций НАК «Нефтегаз Украины» газовом долге) и предсказывает, что переговоры премьеров будут нелегкими.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать