Газовые деньги
Борьба за контроль продолжаетсяВчерашний брифинг в Администрации Президента, официально посвященный реформированию угольной отрасли, приподнял завесу над некоторыми энергетическими вопросами и одновременно пролил дополнительный свет на проблемы перераспределения собственности. Но сопутствующий вывод, который можно было сделать из всего, о чем там говорилось, это — будущие и почти неотвратимые изменения в руководстве топливно-энергетическим комплексом. Заместитель главы Администрации и начальник главного управления по вопросам экономической политики Павел Гайдуцкий начал свое выступление перед журналистами с жесткой критики Минтопэнерго, отметив, что добыча угля в стране сократилась в прошлом году на 1,5 миллиона тонн. По его словам, задание по этому показателю не выполнило больше половины угольных объединений и отдельных шахт. В отрасли продолжается рост долгов по заработной плате (на 130 млн. грн.). Уменьшилось количество лав, подготовленных к добыче угля.
По словам Гайдуцкого, отрасль не имеет больше права полагаться только на помощь бюджета, в котором сегодня не хватает для дотаций шахтерам (до объема, рассчитанного Минфином) 2,5 миллиарда гривен. Поэтому государство берет курс на поиск инвестора, о чем говорилось еще в программе «Уголь» и в указе Президента о реформировании угольной отрасли от 1996 года. Однако выяснилось, что Минтопэнерго, местная власть, руководители предприятий по-разному понимают подходы к реформированию. Президент, после изучения положения дел и двух совещаний, проведенных с руководителями угольной промышленности в Днепропетровской области, стал на сторону местной власти, возложив ответственность за торможение реформ на Минтопэнерго и отвергнув его предложения по реформированию холдинговой компании «Павлоградуголь». Президент поставил задачу — завершить разгосударствление этого холдинга и привлечь таким образом инвесторов к наращиванию его мощностей. Соответствующий указ был подписан 27 февраля. Правда, как разъяснил Гайдуцкий, в других шахтерских регионах, исходя из конкретного анализа ситуации, возможно, будут применяться и другие модели акционирования, приватизации и улучшения инвестиционной привлекательности угольных предприятий, включая и предлагаемую Минтопэнерго. Толерантность этого объяснения вряд ли способна подсластить пилюлю, полученную министерством. Ведь на следующий день, 28 февраля, Президент подписал еще один указ. В нем идет речь об отмене январского правительственного постановления «Вопросы Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины», которым управление НАКом передавалось Минтопэнерго. «Это нормальная конституционная практика... Это не часто бывает — очень редко, — отметил Гайдуцкий, — но тогда, когда они (подобные документы. — Авт. ) противоречат общей логике экономической политики, определенной Президентом». Указ мы смогли прочитать на веб-сайте Президента. В нем говорилось о том, что результаты хозяйственной деятельности открытых акционерных обществ, переданных в управление Минтопэнерго, свидетельствуют об ухудшении в 2001—2002 годах их финансово-экономического положения. В частности, сумма общих убытков от результатов деятельности областных энергоснабжающих компаний, контрольные пакеты акций которых переданы ему в управление, достигла почти 217 млн. гривен. Соотношение суммы выплаченных дивидендов к стоимости переданных в управление министерству государственных корпоративных прав является одним из самых низких среди органов исполнительной власти, которым это доверено.
В указе, в частности, говорится и о том, что министерство не приняло надлежащие меры для предотвращения банкротства открытого акционерного общества «Донбассэнерго», результатом чего стало отчуждение трех тепловых электростанций. Авторы Указа отмечают, что активы других энергогенерирующих компаний, государственные корпоративные права которых переданы в управление Министерству, находятся в залоге (на сумму около 840 млн. грн.), что создает угрозу потери этого имущества.
Впрочем, отвечая на вопрос «Дня» о возможных последствиях политики неплатежей за газ, проводимой энергоснабжающими кампаниями, другой участник брифинга — советник Президента Олег Дубина отверг возможность «теневой» приватизации этих объектов. В то же время экс-первый вице-премьер уверен, что отдавать «Нефтегаз Украины» министерству, которое создает систему распределения средств и «затыкания дыр», — невозможно. Сосредоточение «всех финансовых потоков» энергетики в одном министерстве, считает О. Дубина, может привести к искушению... И действительно, по некоторым данным, отмененное сейчас постановление правительства должно было привести к изменениям в руководстве НАКом. К власти в нем должен был прийти один из руководителей Индустриального союза Донбасса — предприятия, которому «Нефтегаз» в марте топливо поставлять не планирует.
Выпуск газеты №:
№40, (2003)Section
Панорама «Дня»