Перейти к основному содержанию

Газовые схемы

Украине невыгодно, чтобы Германия была «слабым звеном»
23 апреля, 00:00

Сегодняшний день мог бы стать переломным в истории международного газотранспортного консорциума, все еще создающегося для управления газотранспортной системой Украины практически без участия Запада. По словам вице-премьера Украины Виталия Гайдука, в среду может состояться встреча группы высокого уровня с участием «возможных европейских партнеров», то есть представителей компании Ruhrgas. «Мы попытаемся пригласить немецкую сторону и 23 числа провести ее (встречу)», — сказал В.Гайдук накануне заседания наблюдательного совета международного газотранспортного консорциума. Намечалось рассмотреть возможные модели этого.

Накануне скептики не скрывали своих сомнений относительно возможности такой встречи сегодня, поскольку еще в конце прошлой недели на пресс-конференции главы «Нефтегаза Украины» Юрия Бойко шла речь о том, что НАК организовывает в Киеве трехстороннюю встречу с экспертами «Газпрома» и немецкой компанией только 8 мая. Источник, близкий к Минтопэнерго Украины, сообщил «Дню», что «немцы пока не входят ни в совет учредителей, ни в рабочие группы по разработке технико-экономического обоснования и моделей консорциума».

Отвечая на вопрос об участии других стран в создании консорциума, Ю.Бойко сказал: «Мы пока работаем в формате Украина, Россия, Германия». Правда, при этом руководитель НАКа отметил, что точка зрения немецкой стороны на участие в консорциуме, изложенная три месяца тому назад на встрече в Германии и «понятная на тот момент», в настоящее время не соответствует взглядам украинской стороны. «Пока они видят свои задачи не так, как мы», — сказал (сообщает Прайм-ТАСС) Ю.Бойко и пояснил, что с момента последней встречи с Ruhrgas «Нефтегаз Украины» и «Газпром», непосредственно создающие консорциум, уже достигли конкретных договоренностей. (Как пояснил «Дню» упомянутый выше источник, когда оглашалось решение президентов Украины и России о создании консорциума, к которому присоединился и глава немецкого правительства, речь шла о передаче в управление или о концессии, и немцы видели там свое место четко. Но теперь создан консорциум с уставным фондом в миллион долларов, которому, возможно, будет отведена роль то ли дилера, то ли экспедитора по прокачке газа, и немцам, не имеющим достаточной информации, «не просто понять» свою роль в нем.)

Содержание украинско-российских консорциумных договоренностей все еще недостаточно известно и украинской общественности. Ю.Бойко говорит, что модель существования консорциума пока не определена: «То ли это будет транзит, то ли операторские функции, то ли продажа газа на границе». Комментируя ход работы, он отметил: «Мы проявляем максимум понимания и гибкости, чтобы, с одной стороны, защитить интересы Украины, а с другой, — обеспечить инвестиции в газотранспортную систему». Несколько иную шкалу предпочтений заявил накануне вчерашнего совета учредителей консорциума В.Гайдук (российскую сторону на нем представляет вице-премьер России Виктор Христенко): «Для Украины предпочтительней та модель, которая будет гарантировать защиту интересов Украины, когда Украина гарантированно получит для себя те объемы газа, которые необходимы для внутренней потребности». И эта задача для нашей страны, действительно, актуальна. По данным экспертов «Дня», «Газпром» из года в год наращивает поставки газа в Европу — но не через газотранспортную систему Украины.

Будет ли российская сторона инвестировать украинскую трубу, если для ее «входа» в консорциум, вполне вероятно, найден другой механизм, основанный на использовании долговых обязательств Украины? До 1 июля «Нефтегаз Украины» планирует наконец передать «Газпрому» свои еврооблигации, выпущенные на $1,4 млрд. в счет погашения долгов за газ. По словам Бойко, стороны нашли финансовую схему, которая устраивает «Газпром» и исключает дополнительное налогообложение при передаче облигаций. Как сказал Ю.Бойко, предполагается, что в рамках этой схемы «Газпром» вернется к чисто бартерным расчетам с Украиной за транзит своего газа и перестанет платить денежную валютную составляющую за транзит газа в размере $180 млн., полностью рассчитываясь газом. Бойко не пояснил, в чем состоит связь между текущими расчетами по транзиту и передачей ценных бумаг. Однако известно, что на модернизацию украинского газопровода в ближайшие годы потребуется $500 миллионов. Таких денег нет ни у Украины, ни у России. Москва считает, что они появятся, когда Киев начнет оплачивать внесенные «Газпромом» в уставной фонд консорциума облигации. Из этих средств и можно будет осуществлять инвестиции в модернизацию трубопроводов.

Между тем, как пишет российское Интернет-издание Страна.Ru в статье под довольно характерным заголовком «Украинские интриги смущают и русских, и немцев», проблема заключается в том, что никто сегодня не может дать точную оценку стоимости газопровода, который украинское правительство готово внести в уставной капитал совместного предприятия. В свою очередь, Москва, собирающаяся внести в уставный фонд консорциума свежеполученные украинские облигации, опасается, что если соответствующая оценка не будет проведена до начала трехсторонних переговоров, то размер украинского долга перед Россией за газ может оказаться заниженным.

Источник, близкий к российской делегации на переговорах с Украиной, сообщил Стране.Ru, что желание Киева привлечь к созданию СП на первом же этапе третью сторону как раз и может привести к переоценке газового долга именно в сторону его уменьшения. Россияне же предлагают пригласить немцев на переговоры уже после четкого определения размера уставного капитала консорциума. Интересно, что не так давно глава НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Бойко заявил, что найдет способ решения выплаты долга по облигациям. Срок этой выплаты — уже в мае этого года. Вопрос заключается в том, какой именно способ он имел в виду. Если с привлечением западного инвестора в уставной фонд СП — это одно дело. Если же будет взят у него кредит — другое. Между тем на днях «Нефтегаз Украины» сообщил (без подробностей) о получении крупного кредита (его даже назвали кредитом года) у одного из немецких банков.

Россия ставит проблему весьма цинично: какую часть этих самых 1,4 млрд. способны перекрыть украинские газопроводы? Ведь в конце прошлого года предполагалось, по данным российской прессы, что доля в международном консорциуме Украины и России будет равной — по 34% акций, а 32% получат «западные компании» (в украинских официальных версиях паритет в консорциуме рассматривался либо как 50% на 50%, либо 50% + 1 акция — за нашей страной). Однако на сегодня все данные о возможном перераспределении долей представляют большую тайну. И версий, объясняющих секретность переговоров, может быть столько же, сколько и моделей консорциума. Либо украинская сторона не согласна с намерением России оплатить свою часть уставного капитала в новом СП украинскими же долгами, либо стороны не могут сойтись в оценке реальной стоимости украинского трубопровода. А может, спор все еще идет о распределении долей в уставном фонде консорциума. Тогда его идея по- прежнему остается только политической.

КОММЕНТАРИЙ

Александр ГУДЫМА, народный депутат, член межведомственной рабочей группы по созданию консорциума:

— Все три модели организации консорциума носят технический и технологический характер и не рассматривают вопросы экономики. Они не предусматривают внешних инвестиций. Все средства на модернизацию газотранспортной системы предусматривается найти исключительно в поле деятельности «Нефтегаза Украины». На неофициальном уровне Германия высказала свое удивление по этому поводу. Есть вопрос и у меня: какова же в случае этих трех вариантов ниша Германии? Вопрос прояснится, когда за стол переговоров, кроме Украины и России, сядет как равноправный партнер и немецкая сторона. Сегодня она не может высказать свою точку зрения, поскольку не участвует в переговорном процессе. Но в интервью Би-Би-Си Президент Украины ясно дал понять, что немецкая сторона будет участвовать в этом процессе, и накануне Пасхи нам остается молиться за это.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать