Где поставит запятую Леонид Кучма?
Суд вынес смертный приговор Анатолию Оноприенко, помиловать его может только Президент
Суд признал А.Оноприенко виновным в преднамеренных убийствах 52-х человек, в том числе 10-ти детей и 4-х пожилых людей. Причем, согласно квалификации суда, по корыстным мотивам и с особой жестокостью. А.Оноприенко признан также виновным в изнасиловании женщин, которых затем убивал, в покушении на убийства, хищении и повреждении индивидуального и государственного имущества, незаконном хранении и транспортировке огнестрельного оружия, организации банды и т. д. Суд признал, что во время совершения преступлений он полностью осознавал свои действия и был способен руководить ими.
Принимая во внимание то, сказано в приговоре, что А.Оноприенко даже в условиях строгой изоляции представляет собой особую опасность для общества и государства, он приговорен к высшей мере наказания — смертной казни через расстрел.
С.Рогозина суд признал виновным в участии в созданной А.Оноприенко вооруженной банде, которая совершала нападения на людей с целью завладеть их имуществом. Однако, по мнению суда, первый был только подручным в Оноприенко и непосредственно помогал ему только в третьем из инкриминированных ему эпизодов (когда А.Оноприенко убил пятерых мужчин). То есть стал причастен к этим преднамеренным убийствам. С.Рогозин осужден к 13 годам заключения в колонии усиленного режима.
Процесс, который начался 23 ноября прошлого года, продолжался (с перерывами) свыше четырех месяцев, чтение приговора в целом заняло (также с перерывами) полтора дня. К моменту объявление приговора А.Оноприенко исполнилось 39 лет, его «подельнику» — 36.
По мнению адвоката Рогозина, приговор суда слишком суров для его подзащитного, и он заявил журналистам, что намерен обжаловать его в Верховном Суде Украины.
Адвокат А.Оноприенко сказал «Дню», что также намерен обжаловать решение Житомирского облсуда, и если Верховный Суд подтвердит приговор, то он подготовит вместе с подзащитным просьбу к Президенту о помиловании.
Если эта просьба будет направлена Президенту, он окажется между двух огней. С одной стороны, в июне Совет Европы опять должен вернуться к вопросу о выполнении Украиной своих обязательств, среди которых есть и отмена смертной казни. С точки зрения сохранения нормальных отношений с Европой, Леонид Кучма должен бы помиловать Оноприенко (в конечном итоге, как и Александра Глека, недавно приговоренного к казни Одесским областным судом за убийство редактора «Вечерней Одессы» Анатолия Деревянко).
С другой стороны, — будущих президентских выборов, — помилование Оноприенко может обернуться для Леонида Кучмы потерей значительной части электората, большинство которого требует смертной казни для «серийного убийцы».
Таким образом, Президент оказался перед дилеммой: действовать в соответствии европейскими нормами или играть по правилам, которые диктует ему тактика предвыборной гонки. Выбор станет очевидным после того, в какой части известной шарады «казнить нельзя помиловать» он поставит запятую.
Выпуск газеты №:
№60, (1999)Section
Панорама «Дня»