Германия усиливает украинское направление
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050309/441-1-1.jpg)
Рабочий визит Президента Виктора Ющенко в Германию был и продолжением его «европейской серии» поездок, которую он начал сразу после инаугурации. Одновременно этот визит был чем-то иным. С одной стороны, он продемонстрировал, что Украина — все еще «модная» страна, и это отражается на количестве и тональности материалов прессы. С другой стороны, может сложиться впечатление, что восхищение оранжевой революцией не мешает немецкой прессе представлять своему обществу Украину в качестве страны сплошных нелегальных мигрантов — накануне визита Ющенко начался «визовый скандал», который едва не привел к отставке министра иностранных дел Йошки Фишера. Суть скандала в том, что из-за определенных послаблений в процедуре предоставления виз якобы сотни тысяч украинцев этим воспользовались, чтобы навсегда остаться в Германии.
Показателем кредита доверия к Ющенко стало решение о предоставлении ему права выступить перед депутатами Бундестага. Многократно подчеркивалось, что это право до сих пор предоставлялось только президентам Франции, Соединенных Штатов и России, генеральному секретарю ООН. Украинская делегация привезла в Германию предложения Киева по безвизовому режиму для «европейцев» и реанимации «трехстороннего консорциума» по транспортировке газа. Во время визита подписано соглашение о кредите в 2 млрд. евро от «Дойче Банка» для НАК «Нефтегаз Украины». На «нефтегазовую тему» было сделано, возможно, не меньше заявлений, чем на визовую тематику. Вряд ли этим бизнес-составляющая визита ограничилась — члены делегации провели и свои отдельные встречи. Похоже на то, что первый рабочий «европейский» визит Ющенко был, по крайней мере, наполнен перспективами. Все остальное, о чем говорил Ющенко в Германии — обещание провести быстрые и радикальные преобразования, обеспечить демократическое развитие, полностью раскрыть дело Гонгадзе, — все еще вызывает доверие на Западе.
О визах первый вице-премьер Анатолий Кинах говорил в Берлине следующее: Украина решила ввести безвизовый режим для граждан Европейского Союза на период проведения конкурса «Евровидения». Украина упростит визовые процедуры прежде всего для студентов, журналистов, молодежи. Госсекретарь Александр Зинченко в интервью Интерфаксу сказал, что «это все» можно закончить «в течение 20 дней». Сначала постановлением Кабмина, затем — указом Президента. При этом действие решения может быть продлено в связи с намерением провести в Киеве в июне бизнес-форум. О том, какой режим будет действовать в дальнейшем, не говорится. В ответ Украина также хочет упрощения визового режима для студентов, молодежи, журналистов. Эта тема будет обсуждаться на днях. До сих пор ни ЕС, ни страны-члены Союза, в том числе и Германия просто не обсуждали возможности если не поэтапной отмены, то хотя бы максимального упрощения визового режима для граждан Украины. Как ни странно, с Россией подобные переговоры начинались. Взаимосвязь между подписанием договоров о реадмиссии и отменой визового режима, которая в свое время «сработала» в случае государств Центральной и Восточной Европы, на Украину до сих пор не распространялась. Понятных причин для этого не называлось. Можно надеяться, что это еще впереди, причем в полном соответствии с подписанным Украиной и ЕС Планом действий к «европейской политике соседства».
Значение вопросов экономики и бизнеса во время двух дней переговоров легко понять по составу украинской делегации, в которую вошли, в частности, народный депутат Тариэл Васадзе (почетный президент корпорации «Укравто»), гендиректор «Еврокара» — главного конкурента «Укравто» за содействие со стороны государства — Олег Боярин, председатель совета директоров «Индустриального союза Донбасса» Сергей Тарута. Таким образом, нельзя утверждать, что «новая власть» продвигает только «свой» бизнес. Встречи Ющенко с немецкими бизнес-сообществами, наконец, заявление канцлера Шредера о том, что создаваемая с Украиной «группа высокого уровня» (вспоминается аналогия с ЕЭП. — Авт. ) будет заниматься разработкой и реализацией совместных проектов в экономической сфере. Шредер говорил также, что «мы заинтересованы в придании новой динамики отношениям и поддержке Украины в ее вхождении в европейские структуры». Это то, что можно назвать хорошо забытым старым, поскольку в последний раз подобная тональность публичного заявления канцлера звучала несколько лет назад.
Тема газа и нефти имела два измерения. Во-первых, Украина и Германия, как следует из публичных заявлений, нацелились провести с Россией серьезные переговоры по объявленному когда-то созданию трехстороннего консорциума по поставкам газа. Во-вторых, создание совместного украинско-польско-немецкого торгового дома для транспортировки в Западную Европу каспийского газа. Это пока что только проект. Но весьма многообещающий.
Если учитывать, что вместе с этим была сделана серьезная попытка покончить с «реверсом» нефтепровода Одесса — Броды, то можно считать, что Германия решила включиться в серьезную игру, которая, между прочим, обязывает и к определенной (причем серьезной) политической заангажированности в отношении Украины. Расчет на то, что прямой экономический интерес может спровоцировать и прямую политическую поддержку, может оказаться абсолютно оправданным, об этом раньше говорилось многократно. Но при условии, что «новая власть» сможет этот экономический интерес обеспечить, причем в пользу Украины.
Германия сделала первый шаг навстречу, когда несколько депутатов Бундестага побывали в Киеве во время революции. Теперь речь идет уже о другом уровне — не о личных симпатиях, а о европейских интересах. Осенью Ющенко и Шредер во время консультаций на высшем уровне имеют шанс доказать, что продвигаются именно в этом направлении.
Выпуск газеты №:
№41, (2005)Section
Панорама «Дня»