Перейти к основному содержанию

Главный аргумент

21 мая, 19:13

Вчера вступил в силу новый закон о Кабмине и утратил силу старый закон, принятый ровно полтора года тому назад Партией регионов совместно с БЮТ.

Документ, вокруг которого было сломано столько коалиционных копий, несколько меняет соотношение во властных полномочиях между правительством и Президентом, но сегодня, к сожалению, уже не отвечает на главный вопрос: будет ли с его помощью остановлено противостояние между двумя вершинами власти. Более того, можно предположить, что оснований для противоборства станет еще больше.

Напомним, новый закон о Кабмине, в частности, предусматривает, что в случае нарушения требований Конституции и этого закона о внесении предложений по кандидатуре на должность премьер-министра, а также в случае несоответствия предложенной кандидатуры требованиям к члену правительства, предусмотренных этим законом, Президент информирует парламент о невозможности внесения предложенной коалицией кандидатуры. Кроме того, закон предусматривает, что министры обороны и иностранных дел назначаются Верховной Радой исключительно по представлению Президента, а представления премьер-министра об увольнении этих министров вносятся по согласованию с главой государства. Программу деятельности правительства Верховная Рада, согласно этому закону, утверждает одновременно с назначением премьер-министра. Причем эта программа должна основываться на согласованных политических позициях и программных задачах коалиции. У главы правительства теперь не будет права назначать первых и последующих заместителей министров — оно передано главе ведомства. Премьер потеряла также возможность в ручном режиме координировать работу ведомств. Отныне это может делать исключительно Кабмин как коллегиальный орган.

Суперактуально выглядят сегодня нормы названного закона, регулирующие взаимодействие Кабмина с Президентом и Советом национальной безопасности и обороны. Правительству теперь будет труднее пренебрегать решениями СНБО, введенными в действие указами Президента.

Впрочем, закон у нас сегодня считается не обязательной для исполнения теорией. Об этом, например, может свидетельствовать ситуация с компанией Vanko. Несмотря на решение СНБО и соответствующий указ, правительство решило в одностороннем порядке разорвать с ней все отношения по соглашению о совместном распределении продукции... Не похоже, чтобы под сенью этого закона воцарился мир и в других вопросах, вызывающих сегодня трения Президента и правительства.

В частности, за день до ввода в действие упомянутого закона в Конституционный Суд поступило представление Президента, ставящее под сомнение конституционность распоряжения Кабмина, переключившего на себя полномочия по управлению государственными корпоративными правами ряда крупных предприятий, намеченных к приватизации, в частности, ОАО «Одесский припортовый завод» и ОАО «Укртелеком».

Так что новый закон о Кабмине есть, но потребность в его толковании, порождающая постоянные трения заинтересованных властных структур, не устранена. Уже теперь можно предположить: долгая жизнь этому документу вряд ли грозит... Как, впрочем, и правительству, сразу же встретившему в штыки закон, за который проголосовала коалиция.

Впрочем, трудно говорить о том, существует ли сегодня реальная коалиция. Оппозиция уже давно заявляет о ее отсутствии. А вчера это подтвердила и премьер-министр, переведя коалицию лишь в ранг «де-юре» и заявив, что фактически в парламенте действует другая коалиция, «в которую входят все олигархические образования, Партия регионов и часть нашего демократического сектора».

Естественно, в государствах с развитой демократией в такой обстановке премьер ушел бы в отставку. У нас, в стране перманентных выборов, этого, безусловно, не стоит делать. Потому что глава правительства всегда на острие внимания и в состоянии одним лишь частым мельканием на экранах держать высокий рейтинг. Причем это касается не только Тимошенко. Аналогичная ситуация была и у главы «регионально-коммунистического» правительства Виктора Януковича, который, однако, не смог ее использовать. В этом плане он не чета Тимошенко. Ее бойцовские качества, как все отмечают, выше всяческих похвал. Другое дело, что в ситуации, когда страна, в первую очередь, нуждается в восстановлении внутреннего мира, спокойствия и стабильности, объективная востребованность в бойцах должна бы снижаться.

Увы, этого не происходит. Сила, а не закон становится в политике главным аргументом. Не потому ли, и опять таки в день рождения закона о Кабмине, вице-премьер и кандидат в мэры Киева Александр Турчинов высказался за переподчинение, в ходе конституционной реформы, силовых структур от Президента правительству?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать