Свобода не может быть частичной.
Нельсон Мандела, южноафриканский государственный и политический деятель

Голландцы — у штурвала

Моник ФРАНК: «Демократичные выборы президента Украины — это только один шаг к демократии»
23 сентября, 2004 - 20:00
«ПОЗДРАВЛЕНИЯ ПО СЛУЧАЮ ВОСЬМОЙ ГОДОВЩИНЫ «Дня». УСПЕХОВ ВСЕМ СОТРУДНИКАМ И ЧИТАТЕЛЯМ. МОНИК ФРАНК»

Королевство Нидерландов сменило Италию на посту президента ЕС в июле и будет определять политику Европейского Союза до конца 2004 года. Период голландского президентства начался на волне эйфории от широкомасштабного расширения ЕС, и именно Нидерландам приходится решать первые проблемы, которые возникли вследствие принятия десяти новых членов. Кроме того, Голландии до конца этого года необходимо озвучить решение по вопросу, который уже долгое время провоцирует довольно острые высказывания европейских политиков — о возможности начала переговоров о вступлении Турции в ЕС. Среди последних — заявление от имени правительства Нидерландов, основанное на экспертном отчете, о том, что переговоры о вступлении Турции в ЕС можно начинать уже через два года. И в ответ на него — заявление президента Польши Александра Квасьневского о том, что в таком случае нужно начинать переговоры о вступлении в Евросоюз и с Украиной. Если вопрос о начале переговоров с Турцией будет решен позитивно, это станет определенным сигналом для Украины. В таком случае Турция будет признана более европейской, нежели Украина, с чем нашим согражданам будет нелегко согласиться. О главных вехах голландского президентства, перспективах дальнейшего расширения Европейского Союза, а также приближения к нему Украины «Дню» рассказала Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Нидерландов в Украине Моник ФРАНК.

— Каковы основные задания президентства Нидерландов в ЕС? Что уже сделано? Что еще предстоит сделать? Какое место в политике Нидерландов отведено Украине?

— Как вам известно, весь август Брюссель был «закрыт», однако до этого, в июле, в самом начале президентства Нидерландов, состоялся саммит Украина-ЕС, который активно освещался в прессе. Он проходил под председательством премьер-министра Нидерландов, в нем также участвовали Романо Проди, Хавьер Солана и Крис Паттен. Во время саммита произошел открытый обмен мнениями касательно отношений Украины с Европейским Союзом, а также был определен ряд вопросов, которые необходимо решить. Кроме того, в преддверии этого саммита произошло другое, не менее важное событие — был согласован текст конституции Европейского Союза, и именно во время нашего президентства, в конце октября, он должен быть подписан руководителями стран-членов ЕС. Однако подписание еще не означает ее принятия — этот текст должен быть одобрен всеми 25-ю странами-членами ЕС через парламент или всенародный референдум. Еще один достаточно чувствительный вопрос, который должен решиться во время президентства Нидерландов — когда начнутся переговоры о вступлении Турции в ЕС. Пока что этот вопрос не решен, мы ждем отчета Европейской Комиссии, который должен быть опубликован в начале октября. Что касается Украины, то в первую очередь нужно ждать утверждения Плана действий Украина-ЕС, который был все-таки согласован в начале этой недели. Кроме того, важным для Украины сегодня остается вопрос присвоения ей статуса страны с рыночной экономикой, в ближайшее время Европейская Комиссия должна опубликовать подробный отчет по этому вопросу. И еще один вопрос, требующий решения — это продление Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Украины и Европейского Союза, срок которого сейчас истекает, однако этим будут заниматься уже наши преемники.

— Когда все-таки будет решен вопрос о присвоении Украине статуса страны с рыночной экономикой? Каким может быть решение?

— В первую очередь, нельзя говорить о положительном или отрицательном ответе. Это предмет переговоров Европейской Комиссии с украинским правительством и отдельными министерствами Украины, к тому же это скорее вопрос технический. Есть определенный список критериев, которые Украина должна выполнить. Насколько мне известно, практически все проблемы уже решены, за исключением двух — банкротства и ценообразования. Во время визита в Украину премьер-министр Нидерландов встречался с представителями украинского правительства и пообещал, что наша страна сделает все возможное для того, чтобы во время ее президентства вопрос о присвоении Украине статуса страны с рыночной экономикой был решен, однако обозначенные мной проблемы все-таки нужно решить.

— В свое время до расширения Европейского Союза много говорили о негативном влиянии этого процесса на Украину, в частности на ее экономику. Пока что украинские эксперты значительных негативных последствий не отмечают. Как вы считаете, какое влияние оказало расширения ЕС на Украину?

— Мне кажется, что люди, которые заявляют о негативном влиянии на Украину расширения ЕС, показывают полное непонимание этой проблемы. ЕС сегодня включает в себя уже не 15 стран, а 25. У них один внутренний рынок с единым законодательством. Трое из них соседствуют с Украиной, поэтому сегодня сотрудничать с рынком ЕС Украине стало гораздо проще благодаря единой экономической политике. Ранее Словакия, Польша, Венгрия имели разные законодательства, что, по моему мнению, усложняет сотрудничество. Может быть, до 1 мая Украина имела какие-то контракты с этими странами, и вследствие их вступления в ЕС, они теперь не могут быть выполнены. В таком случае это единственные негативные последствия, которые возможны. Но сегодня единая экономическая политика соседствующих с Украиной стран только упростит сотрудничество. И мне приятно слышать, что, по прошествии пяти месяцев после расширения ЕС, украинские эксперты не находят признаков значительного негативного влияния этого процесса на Украину.

— Сегодня Европейский Союз переживает период адаптации, «переваривая» десять новых членов. Как долго может затянуться процесс «переваривания»?

— 1 мая этого года действительно стало большим историческим событием для Европейского Союза, так как еще не было прецедентов, чтобы принимали сразу 10 стран. Максимальным до сих пор было расширение на три страны. Это оказало влияние не только на вновь вступившие страны, но и на старых членов ЕС. Им сегодня нужна передышка для того, чтобы осознать то, что они абсорбировали в себя такое количество новых стран. Однако это не вопрос времени, скорее техники, адаптации новых членов к правилам Европейского Союза, так как необходимые для изучения ими документы исчисляются тысячами страниц. Нужно организовать работу в Брюсселе, принять решение о структуре Еврокомиссии — будет ли комиссаров 25 или их количество придется сократить. В этом плане показательными стали июньские выборы в Европарламент. Это событие открыло нам глаза на европейцев — явка была довольно низкой, таким образом перед правительствами многих стран появилась необходимость объяснять гражданам, что такое Европарламент, как он работает. Возникла необходимость заинтересовывать население ЕС тем, что происходит в Брюсселе, хотя у многих европейских стран есть внутренние проблемы — безработица, преступность, иммиграция. Конечно, для адаптации нужно время, но сколько — никому не известно.

— Какие перспективы дальнейшего расширения ЕС?

— Процесс расширения продолжается. Кроме рассмотрения возможности вступления Турции, речь также идет и о кандидатурах Болгарии и Румынии, которые могут стать членами ЕС в 2007 году, если выполнят все необходимые требования. Кроме того, незадолго до начала председательства Нидерландов возник вопрос о том, что Хорватия также имеет шансы на вступление в ЕС.

— Какова перспектива приближения Украины к ЕС?

— Президент Украины много раз повторял, что цель вашей страны — стремление в евроатлантические структуры. Европейский Союз приветствует это, мы готовы помочь Украине. Но с одной стороны, вы должны решить, какое направление интеграции важнее — ЕС или ЕЭП. С другой — дискуссии относительно членства Украины в ЕС сейчас не совсем уместны, так как пока что официального запроса о статусе члена ЕС украинское правительство не делало. К тому же, Украина имеет солидное «домашнее задание». Соглашение о партнерстве и сотрудничестве предусматривает необходимые шаги, которые вы должны сделать во всех сферах — юридической, промышленной, сельскохозяйственной и так далее. В интересах Украины продолжать начатые процессы, чтобы достичь существующих критериев ЕС. Существует масса проектов, осуществляемых через программу ТАСIS, нацеленных на помощь Украине в реализации тех или иных заданий. Повторю, мы приветствуем европейское направление украинской политики.

— Как бы вы прокомментировали заявление правительственной комиссии Нидерландов о том, что переговоры с Турцией о вступлении в ЕС можно начинать уже через два года и в противовес этому заявление Александра Квасьневского о том, что в таком случае нужно начать переговоры и с Украиной? Турция ближе к ЕС, чем Украина?

— Я не могу комментировать заявлений своего правительства и тем более президента Польши.

— В План действий Украина-ЕС украинская сторона внесла тезис о заключении «усиленного соглашения» (intensified agreement), который означал бы особенное партнерство Украины и ЕС после исполнения ею Плана действий. Каким, по вашему мнению, могло бы быть это «усиленное соглашение»?

— К сожалению, я еще не видела этого документа и не могу ничего сказать о термине «усиленное соглашение». Однако Европейский Союз, как мне кажется, уже предложил Украине особенное сотрудничество посредством концепции «Широкая Европа». Политика соседства, которая включает и Украину, предусматривает особенное партнерство с каждой соседней страной.

— Европейские политики постоянно подчеркивают важность демократического проведения президентских выборов в Украине. На сегодня, похоже, это главный политический критерий соответствия Украины европейским демократическим нормам. Если выборы в Украине будут достаточно демократичными, что станет новым главным критерием? Экономический или какой-то новый политический?

— Да, демократичность проведения выборов в Украине очень важна. Ваша страна является членом Совета Европы и ОБСЕ, потому вы обязаны соответствовать определенным критериям. В 2002 году на парламентских выборах Украина преодолела первый порог. В своих отчетах ОБСЕ, ПАСЕ и Институт прав человека выдвинули ряд рекомендаций. Прошло два года, соответственно, ожидается, что эти рекомендации будут выполнены. Если выборы пройдут успешно, это будет только большой плюс для Украины. Однако нельзя сказать, что этим исчерпываются политические проблемы. Среди политических критериев ЕС есть еще верховенство права, независимость судов и прокуратуры, свобода прессы. Даже если после выборов будет озвучен фантастический отчет о том, что все прошло замечательно, это не значит, что политических проблем не существует. Еще останется ряд вопросов. Кроме проблем с судами, существуют социальные проблемы, решать которые сегодня помогает и наше посольство через программу «МАТРА». Касательно экономики — посмотрите на средний и малый бизнес, которые очень важны для развития общества. Так что демократичные выборы президента — это только один шаг к демократии.

Вера КОВТЫХА, фото Николая ЛАЗАРЕНКО, «День»
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

comments powered by HyperComments