Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Готовы ли вы бороться за свободу?.. А платить за нее?

Эксперты «Дня» и «люди поступка» рассуждают о патернализме и ответственности
01 июня, 11:52
СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Украина имеет целых две мощных линии, которые питают наши демократические традиции, — это городское самоуправление и казачество (в частности, об этом идет речь в беседе о магдебургском праве ). С другой же стороны, существует привычка к патернализму — и это также явление историческое. К сожалению, в самом главном тесте на демократию — выборах, как правило, верх все еще берет последняя тенденция. Привычка к патернализму — это в первую очередь неспособность брать на себя ответственность за собственный выбор, это неспособность принять свободу, то есть использовать ее, так сказать, по назначению и отстаивать. Ходить на акции протеста важно, но не только это. Вопрос, готовы ли вы бороться за свободу, сегодня может быть сформулирован еще и так: «Готовы ли вы платить за свободу?» Покупать украинское? Поддерживать качественное в своей стране — собственным примером, поступками, малыми и большими делами? Выписывать украинскую прессу? Поддержка качественной прессы — это тоже, между прочим, борьба за свободу. И были люди, которые понимали это еще в начале ХХ века, когда наша информационная эпоха только зарождалась. Например, Константин Литвиненко, о котором на страницах «Дня» рассказывал Александр Музычко, — одесский «бизнесмен» начала прошлого века, меценат украинского национального движения, который, как и его единомышленник и также одессит Евгений Чикаленко, демонстрировал на собственном примере, что значит «любить Украину до глубины своего кармана». К. Литвиненко активно распространял газету «Рада» в лучших гостиницах и ресторанах Одессы, лично искал подписчиков, превратил свой собственный магазин в центр распространения газеты.

Готовы ли сегодня украинцы платить за свободу? Опрос «Дня».

 

 

«УКРАИНЦЫ ТРЕБУЮТ, ЧТОБЫ ИХ ПРОБЛЕМЫ РЕШАЛИ НЕ ОНИ»

Остап ДРОЗДОВ, автор и ведущий политической программы «Прямым текстом», телеканал ЗІК (Львов):

— Патерналистские настроения — это еще слишком мягко сказано. Ленивые, недеятельные. Если хотите — без гонора. Выбирая между добротным своим, за которое нужно постоять или заплатить, и гадким несвоим, однако на халяву, всегда выберем второе. Однажды я случайно услышал новый термин-неологизм, который мне очень понравился. Логорея — словесный понос. Заговорено до дыр уже все — и ценности, и свобода, и перспективы. Здесь весьма подходит метафорика Лины Костенко:

Вернигора, Вернивода
й Вернидуб —
три велетні —
зібралися та й журяться.
— Ми велетні, ми велетні,
ми велетні.
Ми телепні, ми телепні,
ми телепні!
І сила ж є, і серце не мізерне,
і сто віків ні вмерти, ні заснути, —
все вернем, вернем,
вернем, вернем!

А вже пора було й перевернути...

...Это о нас. Собрались великаны, которые знают и о Триполье, и о Матери Божьей родом из-под Самбора, и о скифах, и об ариях, однако не способны в собственном государстве, которое уже есть здесь и сейчас, ни на что путное. Глупцы, которые все переворачивают, однако на словах. Эта логорея, эта вербальная импотентная патриотичность, за которой ноль целых ноль десятых, и есть наш самый большой враг. Слабость к халяве когда-то нас всех погубит. Извините за грубость, но даже помаранчевую революцию мы восприняли как халяву. И поэтому не оценили. И поэтому не ценим сейчас ничего из того, к чему не приложили усилия. Меня удивляют сетования на неукраинское телевидение. Совершенно справедливые сетования. А, прошу прощения, от Коломойского и Хорошковского кто-то ждал чего-то другого? Эту логорейную народную любовь весьма метко описал Матвей Ганапольский. Когда-то «Эхо Москвы» обратилось в радиоэфире ко всем слушателям помочь батарейками к диктофонам, потому что очень много нужно было расшифровывать интервью. При входе в редакцию даже поставили картонную коробку. На следующий день она была набита доверху батарейками, которые принесли слушатели. Оказалось, 75% всех батареек были неисправны. Это и есть логорейная любовь в действии. Этот пример можно применить ко всему украинскому. Украинцы требуют, чтобы их проблемы решали не они. Украинцы не готовы своей гривной поддержать ни украинскую книжку, ни качественное издание, ни родную музыку. Украинцы хотят любить Украину на халяву, любить вербально, внутренне не обязывая себя ни к чему. Я не знаю ни одной сферы, где бы украинцы назвали украинское лучшим. Мы боготворим все импортное. Потому что у «наших две левых руки». Как человек, который дома имеет корейскую технику, ездит на японском автомобиле, одежду и обувь привозит из Польши, прессу читает на финской бумаге, а лечится чесноком из Египта, я подтверждаю: у наших две левых руки. И сила же есть, и сердце не мизерное, а вот внутренняя мотивация фатально подводит. Несмотря на все национальные задатки, у нас нет главного, что движет амбициозные нации к успеху. Я называю это самолюбие. Нет самолюбия иметь свое и поддерживать свое. На каждой публичной встрече я слышу выкрики против Савика Шустера. Но каждый раз я публику прошу: поднимите руки, кто в прошлую пятницу смотрел Шустера. Передо мной всегда лес рук. Это и есть отсутствие элементарного самолюбия — игнорировать то, что тебя разрушает. Купил семена балконных цветов: голландские взошли все, наши были с плесенью еще в пакетике. Заказал мебель домой: польская приехала вовремя — даже с учетом растаможивания, а наши ехали расстояние 22 км с опозданием в 4 месяца. Наш сыр стоит 70 грн за кг, вкуснейший сыр из Польши — 56. Как на то пошло, наш специалист по УЗИ готов был отправить меня домой согнутым в три погибель, и только темнокожий врач из Камеруна обнаружил у меня острый аппендицит, причем счет шел на часы. Каждый день пополняет и без того длиннющий список того, чего мы не умеем или не хотим уметь. Нет гонора быть успешными, деловыми, качественными. Отсутствие требований к себе порождает отсутствие требований к окружению, к стране. И потому Потап заработал миллион гривен на рингтоне «Чумачечая весна», а живая легенда Тарас Петриненко в прошлую пятницу волновался, насобирает ли зал во Львове. После концерта он сказал мне лично: «Нас ведут в формат, и этот формат — стадо. Я счастлив, что я — неформат. Как это почетно — быть неформатом». Нет гонора не быть стадом. Нет гонора игнорировать навязанный формат существования. Нация должна покончить с логореей, с патриотизмом на словах, с замусоленной любовью, неподкрепленной чином. Все мы должны пройти какой-то катарсис — большое самоочищение, коллективный сеанс психоанализа, который заставит посмотреть на себя со стороны. Мы болваны, мы болваны, мы болваны, потому что уже пора было и перевернуть.

«ТОТАЛЬНОЕ НЕСОГЛАСИЕ С «УЛУЧШЕНИЕМ ЖИЗНИ УЖЕ СЕГОДНЯ» СОВМЕСТИМО С СОБСТВЕННОЙ ПАССИВНОСТЬЮ»

Игорь ТОДОРОВ, профессор, независимый эксперт, Украинская ассоциация европейских студий (Донецк):

— К сожалению, в подавляющем большинстве, нет. Так же, как и платить за свободу. В обществе господствует почти полное разочарование. Тотальное несогласие с «улучшением жизни уже сегодня» совместимо с собственной пассивностью. Постсоветскость господствует в украинском обществе, особенно на Востоке и Юге. В то же время существуют реальные угрозы не только фактического, а юридического отказа от европейской интеграции, а соответственно, от перспективы модернизации и приобретения конкурентоспособности нашего государства. Более того, даже международная правосубъектность все больше оказывается под угрозой. Кагэбэшный путинский план Евразийского союза может начать реализовываться уже осенью. Возможно, только ЭТО будет способствовать консолидации креативного меньшинства, которое бы возглавило борьбу за свободу. И не покидает надежда на наших западных партнеров. Ведь фактическое исчезновение Украины не может быть в интересах Евросоюза, США, НАТО...

«ПОДОЗРЕВАЮ, ЧТО 70% УКРАИНЦЕВ РЕАЛЬНО БЕЗРАЗЛИЧНО, ЧТО ИМ «ВПАРИВАЮТ»

Сергей ПАСЕЧНИК, заместитель председателя Черкасской областной организации Комитета избирателей Украины:

— Вопрос довольно сложный. Я, к сожалению, подозреваю, что 70% украинцев реально безразлично, что им «впаривают». Начиная с кандидатов и заканчивая плавлеными сырками. Главное, чтобы было недорого или вообще бесплатно, ярко и много.

Лично для себя я частично этот вопрос решил. Выписываю украиноязычный «Міжнародний туризм», покупаю только украинский (мексиканский или британский) алкоголь и продукты питания. Правда, иногда покупаю российские зубные пасты, но, думаю, это некритично спасает российскую экономику.

Однако есть большое «но». Большинство людей, которые делают выбор разумом, а не эмоциями, будут покупать более качественный продукт. Если у нас не очень с автопромом, каким бы я ни был патриотом, вряд ли приобрету ЗАЗ Forza.

«ОБЩЕСТВО НЕ ГОТОВО САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ»

Владимир ПРИТУЛА, корреспондент «Радио Свобода», ведущий эксперт Крымского независимого центра политических исследователей и журналистов (КНЦПИЖ):

— Если говорить обо всем обществе, то понятно, что еще не готово. Если бы оно было готово, то было бы совершенным гражданским обществом со всеми последствиями этого. Любое общество состоит из многих слоев, которые в разной степени воспринимают свободу как социальную ценность. Но часть украинского общества, без сомнения, понимает и ценит свободу как условие своей жизни в целом. Она готова отстаивать интересы всего общества, свои собственные интересы, и характерно, что именно к этой части относится много украинской молодежи — есть общественные силы, структуры, организации, которые и являются основой для формирования гражданского общества в Украине. Есть много людей, которые не охвачены общественной деятельностью, тем не менее и они понимают ценность свободы. Собственная свобода и собственный выбор для них — это их идеал, и они будут отстаивать его, ведь они воспринимают это как условие своей жизни вообще.

Трудно сказать еще, насколько эта сознательная часть общества велика, но рано или поздно она станет определяющей в обществе, она станет большинством, которое будет определять магистральные пути развития страны. Важно, что она состоит преимущественно из молодежи.

Украинское общество в переходном периоде, на пути формирования, который переживали все общества на пути к демократии. И именно на этом этапе патерналистские настроения характерны для людей. Эти периоды действительно часто обозначались приходом выдающихся деятелей, указывавших обществу путь вперед. Поэтому ничего ни странного, ни неестественного нет с точки зрения исторического опыта и самой Украины. Но сегодня другие времена. И лидеров таких нет. Но ожидания все еще остаются значительными, и общество не готово самостоятельно определить ориентиры развития, поэтому оно определяет их путем проб и ошибок. Тяжелых и болезненных — но другого выхода сегодня нет.

«МЫ БОРЕМСЯ И ПРЕДЛАГАЕМ ВСЕМ ПЕРЕНИМАТЬ НАШ ОПЫТ»

Николай ВАЛЬКО, председатель ГО «Відродження. Левки» (с. Левки Черниговской области):

— Я оптимист. Приведу свой пример. Если бы я не верил в силу дела, то не начинал бы бороться с этой «руиной». Одну «руину» мы уже преодолели («День» неоднократно писал о поступках общины села Левки — посадка парка, открытие клуба совместными усилиями односельчан-пенсионеров — Ред.), а вот сейчас реконструируем криницу. Ее возраст — ориентировочно двести лет, раньше криница был монастырской, ее выкопали монахи Свято-Троицкого монастыря, который существовал на наших землях. И вот на днях началась работа по ее восстановлению: нашелся человек — предприниматель, который выделил на это средства. Он прочитал о нас в газете, сам нашел меня и предложил возродить криницу. Работа уже идет полным ходом. Значит, этот украинец верит в лучшее, он говорит: «Я это делаю и для вас, и для своей души». Поэтому я верю в украинцев и надеюсь, что и наши селяне уже не будут слепо голосовать, ведь они видят, как власть нам помогает. Мы объединились в общественную организацию и призываем всех украинцев объединяться в общины, ведь так легче выживать. Мы боремся и предлагаем всем перенимать наш опыт.

«В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ НЕТ СИЛ, КОТОРЫЕ БЫ ВЫСТУПАЛИ ПРОТИВ ПАТЕРНАЛИЗМА И ОПЕКИ ГОСУДАРСТВА»

Виктор ПАЩЕНКО, доцент кафедры политологии Днепропетровского национального университета им. О. Гончара:

— Свобода не является ценностью в глазах простого украинца. Даже во время оранжевой революции наши граждане боролись не за свободу как таковую, а больше за социальную справедливость и повышение благосостояния, которые им обещала оппозиция. Лозунг свободы на Майдане, скорее всего, был не самоцелью или ценностью, а инструментом к достижению других целей. Люди боролись против системы не за свободу, а против подавления. Они хотели более эффективной и некоррумпированной государственной власти, с которой связывали свое будущее, — это и было главным. Патернализм остается украинской реальностью, и от нее нам никуда не деться. В нашем обществе в настоящий момент нет сил, которые бы выступали против патернализма и опеки государства. Среди украинской элиты трудно найти таких людей, а само общество вообще не испытывает внутренней потребности в подобных переменах. Можно согласиться с тем, что патернализм является препятствием на пути к свободному развитию общества.

Подготовили Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов; Сергей СТУКАНОВ, Донецк; Виктория КОБЫЛЯЦКАЯ, Черкассы; Николай СЕМЕНА, Симферополь; Вадим РЫЖКОВ, «День», Днепропетровск

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать