Говерла — раз, Херсонес — два?
Когда-то любили употреблять такое красивое словцо — «трюизм». Это слово обозначало суждение о настолько очевидных вещах и несомненных явлениях, ба, даже банальные сюжеты, что о них стоит вспоминать лишь для напоминания или в качестве риторического оборота. Так вот, необходимость сохранения для потомков уникальных естественных и исторических феноменов, неразрывно связанных с бытием твоего народа, — это трюизм. Так же, как и утверждение относительно особой ответственности представителей политической и духовной элиты за это сохранение.
Но от того, что определенные констатации фактов являются трюизмами, эти факты, о которых они напомнят и явления, от совершения которых они предостерегают, сами собой не исчезают. Даже больше: случается и так, что хорошо известно, чего нельзя делать ни при каком случае — а это все равно делается. На самом высоком уровне.
В этом году экологи накануне традиционного восхождения Президента Виктора Ющенко на Говерлу в который раз уже обратились к главе государства с просьбой отказаться от массового восхождения своих симпатиков на самую высокую гору Украины, потому что это — опять-таки, в который уже раз — причинит серьезный вред местным экосистемам. Дело в том, что маршрут, которым традиционно поднимается на Говерлу Виктор Ющенко и его сторонники, находится в зоне так называемой регулируемой рекреации Карпатского национального природного парка. Эта зона выдерживает нагрузку до 300 человек на протяжении дня, тогда как вместе с Президентом на вершину поднимается намного больше людей — несколько тысяч. И так регулярно с 2003 года...
Заместитель директора Института экологии Карпат Оксана Марискевич в интервью Би-би-си отметила: «Мы говорим и будем говорить, что те сакральные подъёмы пропрезидентской партии являются прямым нарушением действующего законодательства Украины о природно-заповедном фонде, и если самые высокие должностные лица в государстве позволяют себе нарушать природоохранное законодательство, то чего можно требовать от других?»
Трюизм? Безусловно. Но разве от этого истинность сказанного нивелировалась?
Оксана Марискевич утверждает, что массовые восхождения наносят «страшный удар» по экосистеме Карпатского национального парка и биосферного заповедника. Она отмечает, что, кроме всего прочего, участники восхождений оставляют за собой горы мусора и предостерегает, что на вершину поднимаются неподготовленные люди, что иногда приводит к несчастным случаям.
Но нет никаких признаков, чтобы Президент и его окружение принимали во внимание слова экспертов. Для них главное — получить определенную политическую выгоду и лично приобщиться к определенной сакральной силе. Очень красивые слова говорил в этот раз Виктор Ющенко перед тысячами своих симпатиков в поднебесьи: «Говерла — не только самая высокая географическая точка Украины. Это вершина духа украинской нации — символ величия и могущества. Мы — сильная нация. Мы смогли выстоять. Мы сможем построить могущественную и богатую Украину. Мы не раз поднимались на нашу самую высокую гору и каждый раз побеждали. Так будет и сейчас. Мы идем вперед и мы победим!».
Но не станет ли Говерла со своей неповторимой экосистемой ценой такой победы? И что изменится от того, если Президент будет произносить речь не перед тысячами людей, а перед теми тремя сотнями, которые не разрушат природу, — и перед всем народом, который в эпоху электронных СМИ способен — при своём желании и технической возможности, конечно, — быть причастным к любому событию в любой точке мира?
Но политическая гордыня, похоже, побеждает ответственность перед будущими поколениями за сохранение национальных святынь...
И если бы подобные вещи ограничивались только политиками. Ан нет! Начался пастырский визит в Украину Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В программе визита, составленной предварительно, — приезд в Севастополь и литургия в Свято-Владимирском соборе (Херсонес) — месте, знаменательном для восточнославянского православия, потому что именно там, по легендам, крестился князь Владимир Святославович — тот самый, равноапостольный, который потом крестил всю Русь. Ясное дело, что обойти это место Патриарх Московский не может. Но...
Вот здесь опять вспоминаешь о трюизме.
Дело в том, что отреставрированный Свято-Владимирский собор стоит на территории историко-археологического заповедника, который хранит для нас и наших потомков остатки древнегреческого города-государства, позже византийского форпоста в Крыму — Херсонеса, являющегося жемчужиной мирового историко-культурного наследия, за сохранение которой Украина отвечает перед всем человечеством. Между тем, готовясь к визиту, глашатаи местных церковных кругов распространили информацию о том, что ожидается участие в патриаршей литургии 150 тысяч паломников...
Цифра, конечно, взята с потолка и продиктована разве что гордыней — на территории вокруг собора столько людей просто не поместится. Но главное в другом: Херсонесский заповедник — это довольно маленький кусочек земли, который не может без досадных последствий выдержать даже присутствие 10—15 тысяч людей одновременно. А в придачу, пропускная способность ворот историко-археологического заповедника — максимум 2—3 тысячи человек в час. Поэтому, даже если число паломников будет существенно уменьшено (сейчас появляются куда более скромные цифры, чем раньше), они всё равно неминуемо устроят давку,толкотню, где могут серьезно помять друг друга. А древностям, которые выдержали не одну тысячу лет, будет просто-таки более чем плохо. Об этом на совещании у главы Севастопольской городской государственной администрации Сергея Куницына с тревогой заявлял директор заповедника Леонид Марченко.
Сегодня есть надежда, что до 2 августа (а именно на этот день намечена литургия в Свято-Владимирском соборе) эти резоны будут приняты во внимание.
Но интересно другое: откуда взялась сама идея привести или 150, или 25 тысяч паломников на место, для таких мероприятий отнюдь не предназначенное? Неужели без участия большой толпы миссия Патриарха Кирилла станет неполноценной? Но ведь Христос говорил: «Где двое или трое соберутся во имя Мое — там и Я среди них». И не нужны десятки тысяч людей и тщеславная пышность — главное, чтобы цель была истинной...
Но слишком сложно, кажется, многим из тех, кто считает себя элитой — политической и духовной — учитывать элементарные истины. В том числе и те, что после нас совсем не должно быть потопа и что за плодами наших деяний узнают нас последующие поколения. Для которых мы обязаны сохранить и Говерлу, и Херсонес совсем не как безликие пометки на топографической карте.
Выпуск газеты №:
№133, (2009)Section
Панорама «Дня»