А говорили, бюджет реальный...
Недопоступления в госбюджет 2000 года служат правительству основанием для того, чтобы сократить расходы бюджета на 1 млрд. гривен, сообщил в четверг министр финансов Игорь Митюков на заседании коллегии Минфина.
При этом главный финансист Украины сослался на статью 39 Закона о Госбюджете-2000, которая дает министерству право самостоятельно сокращать расходы, если доходы не поступают в запланированном объеме. Однако, как явствует из высказываний И. Митюкова, изложенных Интерфаксом-Украина, Минфин не хочет самостоятельно секвестировать бюджет, поскольку придется «обрезать» треть незащищенных статей, а это будет означать полную приостановку капитальных расходов, прекращение или уменьшение финансирования программ всех министерств. Поэтому И. Митюков не собирается брать ответственность на себя и, по-видимому, намерен провести «правки» бюджета через парламент. Кроме того, Минфин планирует размещать в Интернете ежемесячные отчеты о выполнении бюджета.
Между тем коррекция «реально- амбициозного» бюджета, принятого Верховной Радой по настоянию Кабмина лишь под угрозой распада парламентского «большинства», может вызвать вопросы ряда фракций к правительству Виктора Ющенко, манипулирующему своими фискальными достижениями на фоне растущих бюджетных недоимок. Достаточно вспомнить события середины марта, когда правительственный секретарь Виктор Лисицкий докладывал о том, что, по данным на 15 число, поступления в сводный бюджет Украины в сравнении с аналогичным периодом 1999 г. выросли на 37%, в госбюджет — на 27%, а в местные — в среднем на 48%. Отметив, что инфляция за последние 12 месяцев составила 25,7%, В. Лисицкий подвел итог: «Как ни считай, мы можем говорить о довольно большом росте реальных денежных поступлений в бюджеты всех уровней» (Интерфакс-Украина).
Но вот прошел лишь месяц с небольшим, и после выступления Президента на заседании Кабмина (19 апреля) всем стало ясно, что нужно говорить с точностью до наоборот: бюджет «недоедает», и нужно искать, с кого бы это спустить шкуру, чтобы можно было опять заговорить об успехах. На языке Минфина это звучит примерно так: «дополнительные инициативы по расширению базы налогообложения и отмене налоговых льгот, а также оптимизация расходов по отдельным позициям...»
КОММЕНТАРИЙ
Заместитель председателя Союза налогоплательщиков Украины Александр НАРБУТ:
— Желание сделать бюджет реальным можно только приветствовать. Однако время показало, что при его обсуждении в Верховной Раде правительство не смогло устоять и пошло навстречу пожеланиям отдельных депутатов и лоббируемых ими структур. В результате получился не столько реальный, сколько распухший бюджет. Так что нынешнее сокращение бюджетных расходов — просто требование времени. Однако не может не вызывать беспокойства другое. Министр финансов называет источниками для улучшения наполняемости бюджета налоговые поступления, хотя еще не просохли чернила на Программе правительства, в которой декларируется снижение налогового давления.
При этом официальные профессионалы-аналитики легко совмещают заявления о достигнутом профиците бюджета с необходимостью урезания расходов. Но профицит ведь ни что иное, как недофинансирование определенных статей бюджета. Отсюда невыплаты зарплаты, уменьшение финансирования армии, милиции, сокращение затрат на реструктуризацию угольной отрасли и т.д. Так что профицит стоит рассматривать не как достижение правительства, а как определенный финансовый результат, возможный даже при невыполнении бюджета. Понятно, что правительство добивалось профицита, чтобы иметь средства для реструктуризации внешних задолженностей и выполнения обязательств перед согласившимися на нее инвесторами. Но средств не хватало, и Кабмину пришлось прибегнуть к «внутреннему займу». Не может не вызывать вопросов и ситуация с укреплением гривни. Сейчас у Украины большое отрицательное сальдо внешних расчетов, и совершенно естественным было бы снижение курса нацвалюты. А тут все делается наоборот. И приходится просто снимать шляпу перед новым-старым руководством Нацбанка, которому удается сочетать административное воздействие с рыночными вторжениями НБУ в конъюнктуру. Но в воздухе пахнет пирровой победой, поскольку стратегию НБУ можно определить как попытку охладить нашу и без того неразогретую экономику.
Выпуск газеты №:
№78, (2000)Section
Панорама «Дня»