Граната замедленного действия
Ошибка крымской милиции вскрыла не только крымские проблемы22 февраля 2009 года в 1 час 10 минут ночи в дом села Мирное под Симферополем, где проживает семья Мустафы Хаирова, ворвались более десяти вооруженных сотрудников подразделения МВД «Беркут» в полной экипировке и в масках.
Позже крымская милиция объяснила свои действия тем, что участковым инспектором милиции Симферопольского райотдела была получена информация о нахождении на территории этого домовладения преступника, который разыскивался за совершение ряда тяжких преступлений. В ходе операции захвата для дезориентации преступника спецназ применил светошумовую гранату, которая оторвала кисть руки хозяину дома.
В доме и на прилегающей территории разыскиваемый преступник обнаружен не был. В связи с этим руководство Главного управления МВД Украины в Крыму принесло свои извинения пострадавшему и членам его семьи. ГУМВД Украины в АР Крым совместно с прокуратурой начали проведение проверки по данному факту.
Одновременно среагировали на случившееся также и крымская прокуратура, которая возбудила уголовное дело по факту нападения, и меджлис крымскотатарского народа. Пресс-служба меджлиса выступила с заявлением, в котором было сказано: «Сообщая о случившейся трагедии, ставшей возможной в результате преступных действий сотрудников подразделения МВД «Беркут» и должностных лиц милиции, осуществлявших руководство проведением операции, явившейся по сути вооруженным бандитским нападением на семью Хаировых, в ходе которой все члены семьи подверглись прямой угрозе жизни, а Мустафе Хаирову нанесено тяжкое увечье, пресс-служба меджлиса крымскотатарского народа уполномочена требовать от Генеральной прокуратуры Украины немедленного расследования всех обстоятельств совершенного преступления и привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших данное преступление».
Как видно, произошедшее не имело никакого национального подтекста, а на месте Хаировых могла оказаться любая другая семья. Действительная проблема — непрофессионализм милиции, которая вместо того, чтобы гарантировать мирным людям спокойствие и защиту, совершает нападения, заканчивающиеся увечьями ничего не подозревавших людей.
И это как раз после того, как 20 февраля в Крыму в присутствии главы МВД Юрия Луценко в том же Симферопольском районе прошли учения по отработке действий милиции во время массовых столкновений. В учениях участвовали и бойцы подразделения «Беркут», возможно, те самые, которые совершили эту ошибочную «операцию».
Ошибку своих коллег попытался объяснить в эфире телеканала ICTV министр внутренних дел Украины Юрий Луценко. От имени своего ведомства он принес извинения семье Хаировых, сообщил, что министерство готово оплатить (из кармана налогоплательщиков, естественно!) лечение главы семьи и его сына. Столь грубые действия «Беркута» министр объяснил тем, что отрядам спецназа приходится действовать в сложной обстановке враждебности и озлобленности участников массовых акций протеста. Но в данном случае, как мы видим, ничего подобного не было — ни озлобленности, ни враждебности, ни даже самого преступника... Не было никаких оснований и необходимости избивать сына до сотрясения мозга и наносить телесные повреждения. Вопрос о том, почему милиция действовала так непрофессионально, до сих пор не имеет ответа...
«Президент Украины Виктор Ющенко обеспокоен нечеловеческими и крайне непрофессиональными действиями работников милиции, а именно спецподразделения «Беркут», вследствие которых серьезно пострадал житель Крыма Мустафа Хаиров, — сообщила вчера на брифинге пресс-секретарь Президента Украины Ирина Ванникова. — Президент Украины требует от министра МВД Юрия Луценко в семидневный срок выплатить материальную компенсацию за причиненный вред здоровью Мустафы Хаирова и его семьи, а также требует немедленного восстановления помещения пострадавшего крымчанина. Хочу акцентировать ваше внимание, что в демократическом обществе после подобных инцидентов руководители ведомств подают в отставку», — заявила Ирина Ванникова.
КОММЕНТАРИИ
Александр ДОМБРОВСКИЙ, начальник Центра общественных связей Главного управления МВД Украины в Крыму:
— Милиция не ошиблась адресом, как теперь говорят. В 11 часов вечера преступник (ранее судимый, он 7 лет провел в местах лишения свободы), разыскиваемый за совершение тяжкого преступления, вооруженный обрезом, находился во дворе Хаировых, между домом и дворовыми постройками. Хозяева могли и не знать, что он там был. Свидетели, которые знают его, прекрасно его рассмотрели. Поэтому «Беркут», прибыв на место, начал поиск с этих построек, сараев, летней кухни. На шум и вышел хозяйский сын с палкой в руках. В темноте понять, кто это, трудно. Работники «Беркута», приняв палку за возможный обрез, бросились за ним...
Поймите, такую ситуацию было бы глупо провоцировать: да на фоне учений, да на фоне прибытия министра... 17 февраля была обнаружена машина, на которой преступник увез заложницу, появилась информация, что, возможно, он держит ее на самозахвате, либо в Мирном, либо дальше, к улице Жукова. Накануне в учениях задействовался и «Беркут», и милиция Симферопольского района. И сразу после этого опять поднимали максимальное количество сотрудников, прочесывали в поисках преступника весь этот район, но не нашли его...
Рефат ЧУБАРОВ, зампредседателя меджлиса:
— Мы не акцентировали внимания на этическом характере произошедшего. Это не был целенаправленный, запланированный выпад против крымскотатарской семьи. Но нас совершенно не устраивают те объяснения, которые мы уже слышим от крымской милиции. Милиция пытается оправдать свои действия некой особой необходимостью и целесообразностью проведения своей операции. Единственное, что их смущает, — то, что они ошиблись адресом. Они уже расставляют акценты, кто будет виноват в том, что произошла ошибка: участковый, некие местные жители, которые опознали в лицо разыскиваемого преступника. И меньше всего милиция готова говорить о методах и формах проведения подобных операций. В заявлении сказано: «преступник обнаружен не был». Это не совсем то же самое, что «преступника в доме и во дворе не было». Будут ли приняты извинения, пусть решают сами пострадавшие и их близкие. Общественность услышала, что извинения принесены, — но руководству МВД следует дать гарантии того, что будет проведено открытое и публичное расследование. Каждый из участников операции должен рассказать, каковы его должностные обязанности и что он делал в этот момент. Тогда, может быть, в будущем таких случаев будет хотя бы меньше.
Эмине АВАМИЛЕВА, руководитель юридического отдела меджлиса:
— Расследование, досудебное следствие, конечно, будут проведены, но будем ли мы знать причины случившегося? Вряд ли, ведь всегда можно сослаться на обеспечение тайны следствия. Но сама процедура судебного следствия даже в уголовном процессе предусматривает гласность. Очень надеемся, что расследование будет проведено объективно. Думаю, что судебное заседание будет открытым, там можно будет присутствовать. Защищать потерпевших, помимо прокуратуры, как это положено, будут еще и профессиональные адвокаты. Учитывая, что милиция, подразделение «Беркута», в такой грубой форме нарушило права человека, защита будут очень скрупулезной, до последней точки. Надеюсь, иногда мы будем спрашивать «как идет следствие?», чтобы соблюдались все нормы УПК.
Выпуск газеты №:
№32, (2009)Section
Панорама «Дня»