Перейти к основному содержанию

Границы «Країни мрій» не совпадают с географическими... Все еще...

На столичном Певческом поле прошел IV Международный этнофестиваль
09 июля, 19:33

Впервые по центральным улицам Киева на Ивана Купала прошел купальский ход. Как только на площади перед Андреевской церковью юноши и девушки разноцветными лентами, цветами, венками украсили Марену, громкие трембиты возвестили о добывании «живого» огня (методом трения дерева о дерево). Оттуда многотысячный ход (а ожидалось, что его будут формировать несколько десятков тысяч людей) двинулся к Певческому полю, где и происходило живое воплощение древних обычаев: плетение венков и гадание на них, вождение хороводов, сжигание Марены и прыганье через костер. Так 6 июля открылся IV Международный этнофестиваль «Країна мрій», инициатором которого является неутомимый Олег Скрипка.

«Країна мрій» — уникальная местность на карте культурно-творческой жизни Украины, где можно познакомиться с этникой разных стран, но в первую очередь — увидеть, услышать и почувствовать ярких носителей украинской традиционной культуры — от Крыма до Карпат. По словам известного кобзаря и постоянного участника фестиваля Тараса Компаниченко, это действо дарит радостное ощущение возвращения домой после долгих и дальних странствий... «Здесь каждый чувствует себя хозяином земли с фантастически богатой и такой заброшенной культурой, которую следует еще открывать и открывать, — продолжает Тарас. — Здесь хочется удивлять наших друзей, которые приехали со всего мира и знают о нас так же мало, как, по- видимому, и мы о них. В конечном счете, хочется удивлять и открывать самих себя».

Жаль только, что границы выношенной в мечтах «Країни мрій» пока не совпадают с географическими границами Украины.

Как и в предыдущие годы, так же, как и на известных европейских фестивалях, в следующие два дня — 7—8 июля действо разворачивалось на нескольких сценах. По сути, единственное, что пока отличает «Країну мрій» от них, — это отсутствие обустроенного палаточного городка. Кстати, в прошлом году на фестивале «Рок Січ», инициированном тем же Олегом Скрипкой, зрители из других городов его разбили самостоятельно.

Итак, в Мастерской танцев гурты — одесский «Фанфаре Оркестра», киевский «Бытие» и «Сяудяла» (Литва) учили бессарабским и молдавским, украинским и литовским народным танцам. На Обрядовой (театральной) сцене бойковский ансамбль дрымбарей и трымбарей воссоздавал вечерницы, киевский «Володар» — купальський обряд сожжения ведьмы, а столичный Центр современного искусства «Дах» играл спектакль «Ричард III. Пролог». На Кобзарской сцене выступали уже известные Тарас и Святослав Силенко, Эдуард Драч, Костя Черемский, Юрко Фединский, Николай Товкайло, Мустафа (Турция) и, конечно, Тарас Компаниченко, который заправлял всеми. Из новых — Назар Божинский, Василий Кирилик, Назар Черкас... Автономно действовала Аллея мастеров. По своей стилистике она напоминала ярмарку со всем многообразием жанровых предложений: керамика, писанки, вышивки, ковры, гобелены, изделия из дерева, стекла, лозы... По словам ее координатора, заместителя директора Музея народной архитектуры и быта НАН Украины в Пирогово Алексея Доли, было представлен свыше 170 мастеров изо всех регионов. Где мы еще увидим их работы? Еще не забылись эти инциденты, когда в Киеве мастеров выселяли из творческих мастерских, творческих ателье, непомерно поднимая им арендную плату... Там совершенные произведения искусства, можно сказать, прикладные шедевры (татарская керамика, львовское стекло...) сосуществовали с дешевыми безделушками. Но это, по-видимому, является признаком нашего времени — в любой стране туристам предлагаются нехитрые сувениры. Хотя это была не просто торговля, но и обучение — проводились мастер-классы по ткачеству, лозоплетению, писанкарстве, резьбе, гончарству...

С Артом Картманом из Вашингтона познакомились, когда он примерял, а потом покупал крайку (пояс). «Интересный фестиваль, презентующий украинские традиции, а также их сочетание с современностью. Очевидно, он служит своеобразной визиткой Украины. Я ничего подобного не видел в Вашингтоне. Считаю, что такое красивое многолюдное общество, интересующееся своими истоками, — это вклад в будущее вашей страны. А эту крайку я буду надевать на пикники и различные неофициальные мероприятия. Всегда привожу домой вещи, которые воссоздают культуру той или иной страны», — рассказывает он.

На сценах исполнители сменяли друг друга. Среди постоянных участников: «Божичи», «Древо», «Володар», «Серпанок», «Надобридень», «Бытие», «Ред Кардель» (Франция). Хедлайнером была мировая звезда world music Халед из Франции. Исполнитель исповедует смесь жанров и стилей, сочетает напевы Ближнего Востока с элементами репа, хип-хопа, французского шансона, африканского этно... До сих пор украинским слушателям он был известен за своими хитами «Didi» и «Aicha». Также следует отметить выступление финской группы «Varttinа», которая поет свои музыкально-лирические композиции в традиционном карельском и финно-угорском стилях, делая на них интересные аранжировки.

Как и анонсировал Олег Скрипка накануне на пресс-конференции, особое внимание было приковано к выступлению молодых украинских команд «Сонцеклеш», «ДрымбаДаДзыга», «Чоботы з бугая», «Бандурбенд», чей, так сказать, дебют должен был состояться на «Країні мрій 2007».«Нынче наблюдается тенденция распространения традиционной музыки и народных обычаев в целом. Таким образом задание нашего фестиваля — побуждать музыкантов подхватывать тенденцию и работать в данном направлении», — отмечает лидер «ВВ». Музыкальный обозреватель Юрко Зеленый называет гурт «ДрымбаДаДзыга» — открытием последнего десятилетия — со времен «Червоной руты 97», а в «Сонцеклеше»указывает на оригинальную стилистику 30-х годов, что его заметно отличает. «Когда меня спрашивают, что пропагандирую, отвечаю — фолк в любом прочтении — с рок- или поп-музыкой, джазом или блюзом, — говорит Юрко Зеленый. — Почему? Потому что технологическое музыкальное оснащение (гитары, ударные, клавишные...) повсюду одинаковое. А чем мы тогда будем отличаться, тем более, что в технологическом вопросе плетемся сзади?.. Только нашей песенной традицией. Таким образом, на «Країні мрій» отечественный зритель-слушатель может увидеть-послушать тех исполнителей, которых мало где еще увидит- услышит, поскольку в государстве нет целенаправленной пропаганды того, что украинская музыка — модерновая».

Итак, упомянутым командам вместе с заграничными группами была отдана центральная Вечерняя сцена. Сам Олег Скрипка скромно выступал на подмостках Под стенами Лавры. Красноречивый пример для общества, в котором, к сожалению, пока не проявляется тенденция содействия молодым и талантливым. Хотя, людей пришло столько, сколько собиралось на вечерние концерты! Некоторые хиты, как «Галю, приходь» или «Ой, у вишневом саду» пели именно они — Олег только задавал тон. Состоялась также премьера песни «Кам'яна гора», которая не так давно привезена из экспедиции по Буковине.

«Я очень рада, что этнофестиваль такого уровня происходит в Киеве, — делится впечатлениями Лидия Матияшек. — Я играю на бандуре, и мы часто выступали на различных фольклорных действах в Северной Америке (тринадцать лет назад она переехала работать из Нью-Йорка в Киев. — Ред. ). Знаете, я объехала почти все области Украины (осталось побывать еще в двух) и могу сказать, что украинцы изменились внутренне. Не беря во внимание различные политические ситуации, прежде всего они осознали, что нужно уметь постоять за себя, а это самое важное».

А братья Капрановы из агенциия «Зеленый пес» говорят: «По нашему мнению, фестиваль «Країна мрій» становится заметным, потому, что раньше только Олег Скрипка и узкий круг его единомышленников и сторонников знали о нем. И казалось, образно говоря, бросить сюда взрывчатку, и Украины не будет... А теперь в том же Киеве, например, были альтернативные центры празднования Ивана Купала. То есть, как мы замечаем, идеология «Країни мрій» начинает ширитися и это радует».

«Так сложились обстоятельства, что я был только на первой «Країні мрій» и вот теперь пришел. Первый фестиваль оставил щемящее впечатление. Он показался мне своеобразной резервацией, где собираются украинцы, — подытоживает режиссер Сергей Архипчук. — Прошло несколько лет, и есть с чем сравнить. Здесь господствует особый дух. Можно встретить очень разных людей, которых мало где встретишь. Всех их объединяет искренняя любовь к Украине и нашим людям. Этот фест — своеобразный фест сопротивления причудливым и чужим ценностям, откуда бы они не шли — со стороны Америки или со стороны России. Но он еще не стал фестом экспансии. «Країна мрій» — действительно, издавна нами вожделенная земля и хочется, чтобы она ширилась на всю территорию Украины».

Вечерницы и «вулиці», фестивали «Рок Січ» и «Країна мрій» являются в определенном смысле барометром тех процессов, которые происходят в нашем обществе. В июле 2004-го «Країна мрій» навеяла настроения и устремления свободы, проявившиеся в ноябре—декабре в того же года во время оранжевой революции. Они до сих пор господствуют, несмотря на разочарование политиками.

Мероприятия, которые организовывает Олег Скрипка, вызывают неподдельный оживленный интерес. В качестве примера, тому же Сергею Архипчуку недавно звонили по телефону из Днепродзержинска Днепропетровской области и просили организовать что- то наподобие того, что делает лидер «ВВ» в Киеве!.. Олег Скрипка — законодатель моды. И у него, как мы видим, есть единомышленники, последователи и сторонники.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать