Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Игорь Шурма: «Оппозиция — не война»

03 февраля, 19:34
ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО / «День»

Народный депутат, член фракции СДПУ(О) Игорь Шурма за кандидатуру премьер-министра Юлию Тимошенко, по собственным словам, голосовать не будет. Однако не потому, что предложенная фигура премьера ему не нравится, а из принципа — чтобы не менять политическую позицию на 180 градусов. В то же время народный депутат не исключает своей поддержки Юлии Тимошенко как руководителя правительства в будущем, если заявленные ею сегодня программные основы будут выполнены. В этом смысле позиция эсдека Шурмы является достаточно типичной для представителей бывшего провластного большинства. Единственное условие для этого — социально-экономическая успешность нового правительства.

— Ожидается утверждение Юлии Тимошенко в должности премьер-министра. Это — вторая по важности должность в государстве. Что это назначение будет значить для Украины?

— Назначение Тимошенко является логическим завершением президентской гонки, где победил Виктор Ющенко. Я лично не буду голосовать за нее. Не по той причине, что госпожа Тимошенко не соответствует своей должности. Напротив, из того перечня кандидатур, которые обсуждались в кулуарах, я считаю ее наиболее достойной премьерства. Не буду голосовать я прежде всего потому, что в течение последних двух лет был постоянным оппонентом возглавляемой Юлией Тимошенко политической силы. Как политик я хочу быть последовательным. Но если Тимошенко выполнит те обещания, которые она давала на встрече с нашей фракцией, если она достигнет успехов в решении самых неотложных проблем, волнующих общество, в частности — коррупции, тогда через год готов сказать: да, я ошибался, я готов поддерживать этого человека, заслуживающего того, чтобы его полномочия в должности премьер-министра были продлены. Что это назначение дает Украине? Мне кажется, сейчас Украина получает возможность стать более независимой от других государств за счет принципиальности премьер-министра. Отношения с Россией, которые всегда имели элемент напряженности, имеют шансы стать еще более напряженными. Едва ли не впервые Россия почувствует, что Украина пытается быть самостоятельным, независимым экономически государством. Если Тимошенко сумеет реализовать все свои замыслы, я думаю, к Украине возрастет доверие в европейском и мировом сообществе. Они увидят, что в Украине есть хозяин, что здесь власть способна принимать решения и отвечать за свои слова.

— Премьер Юлия Тимошенко — это именно тот человек, которого во главе правительства требует украинская экономика?

— Украина сегодня идет по такому пути, что кто бы ни был премьером, ей обеспечено продвижение. Наша страна обязательно будет становиться экономически все сильнее и сильнее. То, что Тимошенко будет отстаивать интересы Украины, — закономерно. Нужно быть просто «бездарно талантливым», чтобы растерять наработки предыдущих правительств. У многих премьер-министров Украины были недостатки, но каждый из них вносил что-то свое позитивное. Так, правительство Виктора Януковича, скажем, попадало под шквал критики. Но никто не сможет возразить, что он поднял Украину на высшую ступень развития, ниже которой новое правительство опускаться просто не имеет права.

— Ваша партия официально заявила, что идет в оппозицию. В то же время ряд депутатов фракции СДПУ(О) заявил о намерении голосовать за утверждение Юлии Тимошенко премьер-министром. Вы также заявляете о готовности при определенных условиях поддерживать Тимошенко в будущем. Какая же это оппозиционность?

— Оппозиция — не война. Оппозиционность является средством заставить власть выполнить свои предвыборные обещания. У нас оппозиция не к конкретным лицам, а к действиям. Сегодня ситуация выглядит просто смешно: Ющенко выставляет кандидатуру премьера, и в обществе почему-то сформировалось мнение, что объединенные эсдеки должны обязательно голосовать против. Наоборот, сегодня фракция должна поддержать Президента в утверждении руководителя правительства. Мы были при власти. Мы знаем, что нужно получить шанс, чтобы себя реализовать. Так дадим же его команде Ющенко. А потом мы будем присматриваться к их действиям и требовать выполнения тех обещаний, которые были озвучены накануне выборов. А именно: 5 млн. рабочих мест в течение года, одноразовая помощь при рождении ребенка в 8 тыс. грн., вывод войск из Ирака, борьба с коррупцией и т. п. В этом и будет состоять наша оппозиционность. А не в том, чтобы бездумно отрицать любую инициативу Виктора Ющенко и его сторонников.

— Из фракции СДПУ(О) продолжают выходить люди. Объясните, в чем дело?

— Ситуация в нашей фракции похожа на ситуацию во многих других. В ее составе есть как бизнес-элита, так и идеологическая составляющая. Фракцию покидает бизнес, пораженный вирусом политической конъюнктуры. И это понятно — им нужно защищать свой бизнес. Я думаю, фракция СДПУ(О) еще «похудеет» где-то до отметки в 21—23 депутата, но не ниже. Потому что это уже «ядро» объединенных социал-демократов, способное отстаивать и идеологические основы, и интересы партии, и свою гражданскую позицию.

— СДПУ(О) объявила о намерении защищать русский язык и интересы русскоязычного населения. Вы и далее будете претендовать на роль «главного лоббиста» интересов России в Украине?

— Нам, социал-демократам объединенным, в отличие от Президента Ющенко, «белые березы» не снятся перед визитом в Одесскую область. И в отличие от Александра Мороза, который пытается протолкнуть законопроект о предоставлении русскому языку то ли государственного, то ли официального статуса — точно не знаю, что он там предлагает, мы только говорим, что каждый человек имеет право, согласно Конституции и международным нормам, соответствовать которым стремится Украина, на широкое пользование своим родным языком, и вопрос о статусе русского языка не поднимаем.

— Есть основания сегодня так заботиться именно о правах русскоязычных граждан?

— Парламент в свое время одобрил Европейскую хартию о языках нацменшинств. На сегодняшний день стоит задача обеспечить проведения положений Хартии в жизнь. Наши политические оппоненты постоянно твердят о европейском выборе Украины. Но в Европе они хотят взять только что-то, что их устраивает. Положения Хартии не в их интересах, вот они и пытаются игнорировать этот вопрос. Мы же выступаем против такого подхода.

— Уже несколько недель страна прожила при новом Президенте. Об изменениях в экономике, ясное дело, говорить еще рано. Но в сфере СМИ ситуацию уже можно сравнивать. Когда, по-вашему, было больше свободы слова — во времена президентства Леонида Кучмы или сейчас?

— Сегодня каждый, начиная с Президента, говорит столько, сколько хочет и что хочет. Однако, как и раньше, каждое выступление главы государства журналисты освещают почти одними и теми же цитатами по всем каналам.

— Стало лучше или хуже?

— Как по мне, пока поменялись только фамилии.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать