Перейти к основному содержанию

Игорь ЮШКО: Предвыборных финансовых привилегий не будет

14 февраля, 00:00
Предновогоднее назначение народного депутата (Партия регионов), члена совета НБУ Игоря Юшко на должность министра финансов Украины было знаковым событием политико-экономической жизни страны. После бюджетных торгов парламент—правительство предшественник И. Юшко — Игорь Митюков был вынужден покинуть пост министра финансов. Бюджет-02, вопреки бюджетному кодексу, был утвержден с серьезным финансовым дефицитом — 4,278 млрд. грн. В ходе постатейного голосования в третьем чтении народные депутаты «изъяли» из «экономической Конституции» существенно ограничивающую льготы населению сорок восьмую статью, увеличив тем самым расходную часть бюджета. Кроме того, из бюджета-02 были исключены статьи о возмещении НДС налогоплательщикам. А, между прочим, долг государства по возмещению НДС на начало 2002 года составлял около 6 млрд. грн. скрытого бюджетного дефицита. Как и следовало ожидать, такого рода попытки «спасти» бюджетную ситуацию (или сделать возврат НДС менее контролируемым?) вызвали серьезное недовольство со стороны предпринимателей. Торгуясь с парламентариями, И. Митюков за неделю (после первого провала второго чтения) счел возможным увеличить возможность поступления в доходную часть бюджета на 1 млрд. 130 млн. грн., назвав «реальной» только десятую часть этой суммы. Правда, ему удалось отстоять правительственный НЗ — поступления от приватизации. Но и в этом отношении нет полной ясности. Практика приватизации показывает, что рассчитывать на продажу государственной собственности по рыночной стоимости правительству достаточно проблематично. И, в общем-то, не важно, по какой статье доходов пойдут непроданные или приватизированные теневым способом предприятия. Если учесть эти бюджетные дыры плюс возможное сужение внешних рынков и еще более вероятные «предвыборные риски», то вывод более чем неутешительный для правительства — бюджет придется «латать». Каким образом? Вопрос, в принципе, риторический. Как правило, у нас в стране с этой целью используется «налоговый пресс». Злые языки в этой связи утверждают, что о лучшей кандидатуре, чем от Партии регионов, на должность министра финансов правительству можно только мечтать. Есть и другие мнения. К примеру, народный депутат Сергей Терехин, комментируя «Дню» рокировку на минфиновском поле, отметил, что слухи об отставке единственного беспартийного министра правительства ходили давно. Но Митюкова не трогали, поскольку шел бюджетный процесс. Тем временем в правительстве не осталось независимых министров — все они члены той или иной, а вернее, поправляет сам себя С. Терехин, одной партии. И Игорь Юшко, и Глава ГНАУ Николай Азаров пытаются тщательно выдерживать имидж партийной незаангажированности (и, кстати, не принимают участия в выборах). Но вот еще если вспомнить о том, что Виталий Гайдук — министр ТЭК, то есть основания предполагать, что такой амбициозной управленческой команды не было в стране со времен Павла Лазаренко. Впрочем, делать какие бы то ни было выводы в отношении новой фигуры на финансово-политическом Олимпе страны пока рано. Многие его считают восходящей звездой в кругу отечественных финансистов. Новоназначенный И. Юшко проявляет максимум политической осторожности, стараясь избегать резких публичных движений. Возможно, как сказал Игорь Олегович в интервью «Дню», он действительно входит в курс дела. А может, министр финансов действительно хочет защитить свое ведомство от лоббистских атак в горячий предвыборный период. Что лучше — ни друзей, ни врагов или влиятельные союзники и не менее влиятельные противники — решать министру, похоже, рано или поздно придется. @AU Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, «День»

— Вы совсем недавно были депутатом Верховной Рады и принимали участие в бюджетном процессе. Сегодня — вы министр финансов и должны выполнять утвержденный бюджет, в котором заложен дефицит. Изменилось ли ваше отношение к этому документу? Насколько реальным является его выполнение?

— Должен отметить, что объем информации в Кабинете Министров намного больший, чем у депутатов. Я работал в парламентском Комитете по вопросам финансового и банковского дела, а не в бюджетном. Соответственно, я профессионально занимался вопросами налоговой системы, финансовых рынков и другими, которые являются не менее важной составляющей работы Министерства финансов, чем бюджет. Скажу откровенно, то время (немногим более месяца), которое я работаю на должности министра финансов, — недостаточно для того, чтобы понять со всей глубиной такой документ, которым является бюджет. Окончательных выводов относительно выполнения бюджета я не сделал даже для себя. Окончательные выводы можно будет сделать где-то в середине года. Это тот реальный срок, когда со всей ответственностью можно будет сказать, что такое бюджет 2002 года, какие он имеет преимущества, недостатки и т. д.

— Вместе с тем, определенные выводы, скажем, за прошлый месяц уже есть?

— Есть. Но сразу хочу отметить, что мы имеем только предварительные данные. Напомню также — мы не должны забывать, что практически два недели в январе страна отдыхала. Вообще, январь — судя по статистическим материалам за прошлые годы — всегда был специфическим месяцем. Учитывая это, я могу сказать, что доходы общего фонда государственного бюджета выполнены на уровне почти 90%. Около 300 млн. грн. запланированных поступлений мы недобрали. Однако мне особенно приятно отметить, что поступления от регионов-доноров выполнены более чем на 100%. При любых обстоятельствах такой уровень доходов позволяет держать ситуацию под контролем и закончить первый квартал с неплохими показателями.

— А как с расходами накануне выборов?

— Я могу сказать, что денег никто не держит. Привилегий по отдельным направлениям или программам нет, хотя предпочтение отдаем социальным расходам. Но есть особенности первого квартала этого года. Идет избирательная кампания. Нужно финансировать ЦИК, а по закону о бюджете это немалая сумма — около 320 млн. грн. Это — дополнительная нагрузка, которой, например, во втором квартале уже не будет. Это, возможно, единственная «привилегия» относительно первого квартала. Все другое мы пытаемся финансировать равномерно, понимая, что поступлений на уровне 90% не хватает, чтобы стопроцентно финансировать все расходы. Но у нас еще три квартала впереди! И есть, не скажу уверенность, но надежда, что мы сможем исправить ситуацию. Догнать то, что теряем в начале года. Примеры этому были в предыдущие годы.

— Когда будет принят, на ваш взгляд, новый Налоговый кодекс? После существенной корректировки в Верховной Раде этот документ вызвал неоднозначную реакцию со стороны предпринимателей. В частности, они указывали, что снижение основных налоговых ставок «компенсируется» за счет увеличения количества местных платежей. Какую налоговую политику планирует проводить правительство в этом году?

— Что касается судьбы законопроекта, могу сказать, что у меня нет хрустального шара, на кофейной гуще я гадать не умею и не занимаюсь этим. Следовательно, мне тяжело говорить о судьбе этого документа. Она, в известной степени, будет зависеть от состава парламента, который начнет работать в мае, от того, будет ли образовано большинство, от того, как оно отнесется к этому документу. Если конструктивно, то можно будет говорить более реалистично о судьбе проекта Налогового кодекса где-то осенью. Бесспорно, в парламент может пройти немало новых депутатов, которые должны будут изучить этот документ более внимательно. Для этого наверняка понадобится время. Значит, сегодня, чтобы не потерять 2003 год для налоговой реформы, кроме проекта кодекса, мы отрабатываем еще одно направление — подготовку отдельных документов по налогообложению, которые бы проще воспринимались Верховной Радой. Прошу воспринимать это не как альтернативу Налоговому кодексу, а как развитие тех идей, которые в нем изложены.

— В плане снижения налогов?

— Да. Мы очень активно работаем в этом направлении, но это не единственная цель. Создано несколько Рабочих групп, которые должны спрогнозировать финансовые и социальные последствия налоговой реформы. Я понимаю, что это не исчерпывающий ответ. Рабочих групп было много, но намерения мы имеем серьезные.

— В гостях у «Дня» председатель Счетной палаты Валентин Симоненко подчеркивал неконтролируемость поступлений в местные бюджеты. Примеры бесконтрольной приватизации по долговой схеме «Росавы», «Донбассэнерго», «Эксимнефтепродукта» и т. д., вероятные злоупотребления при возвращении НДС свидетельствуют о том же. Каким образом можно положить этому конец?

— Не будем забегать вперед. Что касается контроля, то я глубоко убежден, что его качество не зависит от количества контролирующих организаций. Я абсолютно уверен, что эффективность контроля зависит от обеспечения прозрачных отношений субъектов рынка и власти. Это можно сделать только путем создания единой прозрачной информационной системы, которая даст возможность принимать взвешенные решения по вопросам государственного управления в экономике и социальной сфере. Это — одно из генеральных направлений, которое я для себя определил. Правда, пока мы определяемся с концепцией. Интересуемся, что делается в системе исполнительной власти Российской Федерации, поскольку там ситуация более-менее похожа с нашими реалиями. На Западе подобные информационные технологии уже давно работают. Где-то лучше, где-то хуже, но нет такого, чтобы различные органы по одному вопросу имели разные статистические данные. Нам необходимо привести все информационное поле власти к общему знаменателю. Только тогда можно общаться на экспертном уровне, количество контролирующих органов будет уменьшено, а качество контроля значительно улучшится.

— Но есть ли гарантия, что эти показатели будут достоверными?

— Конечно, потому что это главное задание создания информационной системы. Для того, чтобы принимать адекватные решения, следует иметь адекватную информационную базу. Чтобы было понятно — приведу пример. Я пришел работать в банковскую систему в 1992 году. Первые три года работы, помню, для меня были определенным ужасом: вся информация была на бумажных носителях, тяжело было следить за принятием решений на различных уровнях, я не имел ежедневного баланса, не имел доходно-расходной ведомости и т. д. В 1995 году мы впервые в Украине сделали информационную систему, и с того времени я начал руководить не исполнителями, а процессами. У меня были все сведения, я мог следить, какие тенденции проявляются в банке, в его балансе, в доходах, расходах. Это было абсолютно новое качество. Понимаю, что сделать это революционно и срочно на государственном уровне — невозможно в наших реалиях. Мы должны делать это постепенно. Постепенно переходить к пониманию, что правительство и другие органы исполнительной власти должны реагировать не на события, которые уже произошли, а прогнозировать тенденции и руководить процессами.

— Но ведь, скажем, у налоговиков, как говорил «Дню» председатель ГНАУ Николай Азаров, есть мощная информационная система. А прозрачности и пользы для общества, кажется, не стало больше?

— Не знаю ни архитектуры, ни идеологии, по которой эта система построена, но известно, что пользователем ее является исключительно Налоговая администрация. Настоящей эффективности можно достичь, если, кроме ГНАУ, донорами и пользователями этой системы и информационных баз других ведомств будут экономический блок правительства, парламент, Администрация Президента, НБУ и т.п. Только тогда мы будем получать общую информацию по всем экономическим процессам и только тогда эта система будет прозрачна.

— Мы уже касались вопроса выборов. Не боитесь ли вы «предвыборных рисков» для экономики, о вероятности которых много говорят в последнее время?

— Мне задавали это вопрос, когда я был в Нью-Йорке на Экономическом форуме. Я ответил, что никаких существенных предвыборных рисков для экономики и финансовой сферы я не вижу. Надеюсь, что в парламенте следующего созыва будет создано большинство, которое конструктивно будет сотрудничать с исполнительной властью.

— Как бы вы прокомментировали недавнее заявление Виктора Ющенко, вроде бы убежденного монетариста, который вдруг указал на несоответствие курса гривни существующим экономическим реалиям?

— Я не знаю, какой информацией пользовался Виктор Андреевич, потому что не разговаривал с ним по этому вопросу. Конечно, я слышал об этом заявлении, и как член совета НБУ отмечу, что не вижу никаких предпосылок для девальвации, по меньшей мере, в ближайшее время.

— По меньшей мере — это сколько?

— По меньшей мере, до середины этого года.

— Насколько реальными являются заложенные в бюджет другие макроэкономические показатели? Могут ли они измениться, например, в случае сужения наших внешних рынков?

— Я не вижу никаких оснований пересматривать заложенные в бюджет макроэкономические показатели. Согласно данным предыдущего мониторинга за январь этого года, которые должны быть уточнены, мы можем говорить о постоянном экономическом росте в большинстве отраслей хозяйства. Правда, «просела» черная металлургия. Но мы этого ожидали, так как анализировали конъюнктуру на внешнем рынке.

Хочу добавить: мы еще даже до конца не знаем возможностей своего внутреннего рынка. Страна, в которой проживает около 50 млн. человек, имеет практически неисчерпаемые возможности относительно экономического роста за счет роста спроса на внутреннем рынке. Использовать эти возможности, уменьшить зависимость от внешних рынков, на мой взгляд, — это задача для экономического блока правительства на следующие несколько лет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать