Игра по-славянски
Цена правил — 1,2 миллиарда долларовРовно год прошел с тех пор, как Совет национальной безопасности и обороны рассмотрел вопрос «О мерах по детенизации внебанковского денежного обращения». На заседании указывалось, что недостатки банковской системы используются для вывоза капитала из территории страны. По различным оценкам, за последние 10 лет с Украины вывезено от 20 до 40 млрд. долларов США. Большая их часть легализована в оффшорных зонах. Яркий пример высасывания денег из энергетического и промышленного секторов страны и применения конвертационных схем с целью вывоза капитала за границу, как указывалось на заседании СНБО, дает деятельность банка «Славянский». (АКБ «Славянский» входил в десятку крупнейших банков страны. Его капитал на 1 января 2000 года составлял 232,1 млн. грн. Уставный капитал — 4,29 млн. евро).
Ровно через год, в небольшом зале Артемовского местного суда в Луганске, начался суд. В четверг состоялось первое заседание по рассмотрению уголовного дела против бывшего руководства банка «Славянский».
Что бы мы не думали и не говорили об отечественной судебной системе, но (несмотря на все ее несовершенство) сдвиги к лучшему в ней заметны. Открывая это заседание, председательствующий попросил извинения у присутствующих за то, что судопроизводство ведется в тесном и неприспособленном помещении. Из-за этого, казалось бы, могли возникнуть препятствия для представителей СМИ. Но в конце концов они были сняты. Суд начался хотя и в тесноте, но без обиды. По требованию подсудимых он будет принимать свои решения коллегиально (Станислав Лубяной — председатель Артемовского райсуда, судьи Татьяна Сторожут и Сергей Косминин). Государственное обвинение поддерживают представители Генпрокуратуры Сергей Бурдейный и Луганской областной прокуратуры — Александр Темников и Валентина Нудько.
По делу проходят семь бывших руководителей банка «Славянский». Борис Фельдман, Александр Заславский и Юрий Винницкий содержатся под стражей в СИЗО города Луганска. Остальные — на подписке о невыезде.
После того, как выяснилось, что у всех подсудимых на данный момент нет отводов по составу суда (вопрос ставился таким образом: вы доверяете этому составу суда?), заседание было прервано. Адвокаты А. Заславского и Ю.Винницкого объявили ходатайство о замене содержания под стражей любой другой мерой пресечения в связи с ухудшением состояния здоровья. Кроме того, жена Ю.Винницкого находится в тяжелом состоянии в больнице. И суд уже, казалось, был готов принять какое-то решение в пользу защищающейся стороны. Но обвинительная сторона (представители прокуратуры) не объявила своего мнения по этому «сложному вопросу» и попросила сделать перерыв.
На этом первое судебное заседание и закончилось, но суд еще, по-видимому, разрешил адвокатам пообщаться с подсудимыми и охрана терпеливо ждала...
Однако это, на первый взгляд, мирное течение судебного действа на самом деле было насыщено драматизмом. Бывший главный бухгалтер «Славянского» Ю.Винницкий, услышав от адвоката о болезни жены горько (иначе не скажешь) плакал. А с другой стороны, следователь по этому крупному уголовному делу Василий Орел (его подпись в судебном обвинении по этому делу «Дню» представил адвокат Б.Фельдмана Андрей Федур), заявил «Дню», что защита, а вернее лично А.Федур, оказывала давление на следствие и дословно привел сказанные в присутствии свидетелей слова А.Федура: «Клянусь своей матерью, я сделаю все возможное, чтобы ты (В.Орел. — Авт. ) сел».
Такой накал страстей можно понять. Речь идет об огромных деньгах и, возможно, огромном вреде, нанесенном нашему государству и гражданам. Уголовное дело состоит из 120 томов, суд должен допросить 560 свидетелей. Согласно подсчетам работников суда, рассмотрение этого дела может растянуться на семь месяцев. Сегодня расследованием (но пока не судом) установлено, что на протяжении 1996- 1999 годов должностные лица банка «Славянский» за счет средств клиентов получали незаконные сверхприбыли в виде процентов по депозитным вкладам (360% годовых в валюте и до 1630% в гривнях). В то же время «рядовым» вкладчикам банка процентные ставки уменьшали вдвое — с 24% до 12%. Должностным лицам банка предъявлены обвинения в кражах имущества в особо крупных размерах на общую сумму 11 млн. грн., злоупотреблении служебным положением, которое привело к имущественным убыткам на сумму 335 млн. грн., уклонении от уплаты налогов на сумму больше 5 млн. грн. (доказанные следствием убытки государства — в виде неуплаченных налогов — приближаются к 300 млн. грн.).
Действия должностных лиц АКБ «Славянский» изучаются и далее и, возможно, войдут в учебники по криминалистике. Пресс-служба ГНАУ подчеркивает, что по другим эпизодам деятельности подсудимых (в отношении их открыты отдельные уголовные дела) получен пример осуществления схем по отмыванию грязных денег, подобного которому трудно найти в мировой практике борьбы с такими преступлениями. Крупнейшее отмывание денег, разоблаченное в США по делу National Haritage, оперировало суммой в $340 миллионов. А «Славянский» перечислил на счета фиктивных фирм в 1996—1998 гг. через финансовую корпорацию First Trading Bank в Республике Науру $1,21 миллиарда. Кроме того, по выводам ревизоров, кредитование «Славянским» украинских предприятий нанесло последним убытков почти на миллиард гривен. Предприятия получали в кредит российский газ, а рассчитывались за него, указывает пресс-служба ГНА, высоколиквидной продукцией по ценам, в несколько раз ниже рыночных.
Тем временем подсудимые имеют полную возможность доказывать в суде свою невиновность. Одного лишь Б.Фельдмана защищает бригада из шести адвокатов во главе с известным специалистом А.Федуром. В интервью «Дню» он сказал: «Здесь все будет о’кей. Если вы в этом сомневаетесь, то приходите в судебное заседание, где мы будем исследовать все документы. Власть многое декларировала относительно страшных краж, сделанных Фельдманом, но документов никто по существу не исследовал. Рано или поздно придется признать мой тезис о том, что нет здесь хищения, и в частности этих семи миллионов». По словам Федура, выдвинутые Фельдману обвинения «не выдерживают критики и я собираюсь это доказать». Правда, иногда это делается не совсем убедительно. Так, в разговоре с «Днем» адвокат зачитал резюме одного из эпизодов обвинения, где речь идет о ссуде, полученной нынешним его подзащитным в коммерческой структуре, где он же был первым лицом. Следствие обвинило его в том, что этим был нанесен ущерб «Славянскому». «При чем здесь этот банк, — страстно спрашивал у журналистов Федур, — если человек сам у себя получил ссуду?» И не знакомые подробно с обвинительным актом журналисты пасовали... Но из разъяснений, которые «День» получил у следователя В. Орла, эпизод стал более понятным. Оказывается, «Славянский», в котором Б. Фельдман был вице-президентом, но играл первую скрипку (Федур не назвал нам процент акций, которые принадлежали в банке его подзащитному, а по данным следствия его пакет приближался к контрольному), по другому соглашению просто возвратил кредитору Фельдмана одолженные им деньги. Вот такая, по данным следствия, получается простая схема обогащения и надувательства других вкладчиков и акционеров банка. Но защита настаивает на том, что Б.Фельдман совсем даже и не работал в «Славянском», не имел с ним трудовых отношений, ибо никогда не получал там зарплаты. Следствие же апеллирует к уставу банка, где прямо указано, что вице-президенты являются его руководителями. Так это или нет, должен решить суд. И очень важно, что он идет, а каждая из сторон имеет возможность защищать свою правоту. В этом случае это является особенно важным, поскольку вокруг «Славянского» было слишком много политических спекуляций.
Выпуск газеты №:
№16, (2002)Section
Панорама «Дня»