Игры в энергорынок: требуются правила
Сегодня в Киеве проходит международная конференция, посвященная реформированию энергетических рынков. Ожидается участие первого вице-премьера Олега Дубины, министра топлива и энергетики Станислава Сташевского, представителей международных финансовых организаций.
Накануне глава Минтопэнерго продемонстрировал, что начинает входить в курс проблем отрасли. В прессу попало его письмо месячной давности в Кабмин, в котором министр высказывается в пользу преобразования госпредприятия «Энергорынок» в Ассоциацию участников оптового р ынка электроэнергии. И действительно, это ГП в последнее время стало своеобразным камнем преткновения на пути преобразований в энергетике. На минувшей неделе между ним и американской компанией AES Corp., купившей ОАО «Киевоблэнерго» и ОАО «Ривнеоблэнерго», возникли серьезные разногласия по проекту типового договора купли-продажи электроэнергии. По словам члена наблюдательного совета и финансового директора «Киевоблэнерго» Евгения Романова, предложенный ГП проект договора не позволяет энергопоставщикам максимально защитить интересы потребителей электроэнергии, в частности обеспечить «надежное и бесперебойное энергоснабжение». В проекте договора нет четкого механизма централизованного ограничения поставок и отключения электроэнергии потребителям, из-за чего, по словам Е.Романова, рискуют быть отключенными «добросовестные плательщики». «Часто бывает технически невозможно ограничить только определенные категории неплательщиков, особенно когда ограничения накладывает «Энергорынок», — сказал Е.Романов. Еще большее неудовлетворение AES Corp. вызывает предложенный ГП «Энергорынок» порядок, согласно которому энергопоставщики должны обеспечить 100%-ную подекадную оплату электроэнергии, что, по мнению Е.Романова, будет означать автоматическое ужесточение условий оплаты электроэнергии для потребителей, которые рассчитываются за электроэнергию помесячно.
Но позиция С.Сташевского навеяна не этим конфликтом. В упомянутом его письме в Кабмин, переданном агентству «Интерфакс-Украина», излагаются изученные им во время командировки особенности функционирования рынка электроэнергии в Аргентине, которые, по его мнению, необходимо учесть в реформировании энергорынка Украины. Министр считает необходимым создать вместо ГП «Энергорынок» «администратора оптового рынка электроэнергии в виде акционерного общества», в котором генерация, энергопоставщики, магистральные линии электропередач и крупные потребители электроэнергии будут иметь по 20% уставного фонда. Кроме того, государство будет иметь в ассоциации «золотую акцию», обеспечивающую право «вето», что «позволит учесть интересы всех агентов энергорынка, на рыночных принципах решать проблемы взаиморасчетов», — говорится в письме. Министр также предлагает для решения проблемы полных взаиморасчетов за электроэнергию провести одновременную приватизацию генерирующих и энергопоставляющих компаний, передачу магистральных линий электропередач в концессию на 99 лет на конкурсной основе, а также выступает за создание механизма конкуренции между производителями электроэнергии на оптовом рынке. По его мнению, цена электроэнергии на оптовом рынке должна определяться по ценам генерирующих компаний, что обеспечит конкуренцию между производителями и позволит более эффективным компаниям аккумулировать средства на реконструкцию оборудования. С.Сташев ский также подверг критике работу ГП «Энергорынок», которое, по его мнению, «является административным барьером между товаропроизводителем и покупателем электроэнергии, блокирует решение проблем полных взаиморасчетов и является нерыночным регулятором отношений на энергорынке». Досталось и Нацкомиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ), которая «практически устанавливает тарифы для облэнерго, алгоритмы распределения средств, ограничивает оптовый тариф генераций, вводит чрезвычайные ситуации в энергорынке, консервируя нерыночные методы регулирования...».
Вп рочем, предложения С.Сташевского не столь уж и новы. Принципиально поддерживая создание ассоциации участников оптового рынка электроэнергии («это действительно было бы разумное решение»), член наблюдательного совета Львовоблэнерго Александр Сагура сказал «Дню», что разговоры об этом идут уже два года подряд. Но это предложение тогда не прошло. «В присутствии Юлии Владимировны (экс-вице-премьер по ТЭКу Ю.Тимошенко) его плавно и красиво просто не вводили в повестку дня».
А.Сагура процитировал документы, готовившиеся ОАО «Львовоблэнерго» год назад к заседанию совета директоров энергорынка: «Создав ассоциацию и возложив на нее полномочия ОПЭ (оптового покупателя электроэнергии. — Авт. ), генерация и энергопоставщики получают структуру, которая будет обеспечивать функционирование ОРЭ (оптового рынка электроэнергии), исходя из взаимных интересов генерации и поставщиков; устраняют свою зависимость в распределении средств от существующего госпредприятия, на которое не имеют никакого влияния; уменьшают возможность вмешательства разного рода чиновников в процесс распределения средств и отношения между участниками ОРЭ; процесс формирования оптовой цены становится действительно прозрачным; став учредителями ОПЭ, участники рынка будут финансировать деятельность фактически собственной структуры, что всегда дешевле; они получают возможность реально создать равные для всех условия расчетов на оптовом рынке электроэнергии». Стоило ли слетать в Аргентину, чтобы прийти к таким же выводам?
Между тем заместитель председателя профильного Комитета ВР Алексей Кучеренко не разделяет оптимизма энергопоставщиков. В разговоре с «Днем» накануне конференции он отметил «крайнюю фрагментарность и противоречивость украинского законодательства в сфере ТЭК, что усугубляется старой неэффективной системой управления отраслью, размытостью системы правоотношений между Минтопэнерго, «Нефтегазом Украины», «Энергоатомом», «Укрэнерго», энергорынком и прочими субъектами». По мнению народного депутата, поспешные шаги в решении образовавшихся в этой сфере проблем могут навредить. «Мы предлагали и предыдущему правительству, и нынешнему будем предлагать широко обсудить эти проблемы, — сказал А.Кучеренко, — но мне не известно о включении членов нашего профильного Комитета в созданный правительством 23 апреля координационный совет по вопросам энергетической политики и это тревожит. Однако в задачи этого совета не входит нормативно-правовое обеспечение реформирования ТЭКа. Опять будем обсуждать какие-то конкретные меры ручного управления и латания ситуации?».
Выпуск газеты №:
№103, (2001)Section
Панорама «Дня»