Перейти к основному содержанию

Имперский напор

Украинские «прагматики» «удивлены» попыткой газового поглощения
11 мая, 19:49

В следующий понедельник в Киев пребывает президент России Дмитрий Медведев, и мы наконец узнаем, как относится он к инициативам своего премьер-министра, наделавшим в Украине еще больше шума, чем харьковские газо-флотские соглашения, одним из подписантов которых был Медведев. Но на прошлой неделе сторонники газовой дружбы с Россией получили частичную сатисфакцию за обвинения в слишком высокой стоимости харьковского снижения цен (аренда Севастополя на 25 лет). НАК «Нафтогаз Украины» досрочно перечислила ОАО «Газпром» более 419 миллионов долл. за апрельский газ (с учетом скидки в 100 долларов за 1000 кубометров). А премьер-министр Николай Азаров заявил, что экономия Украины на этом составила приблизительно два миллиарда гривен против того, что пришлось бы платить при прежних условиях, действовавших до 1 апреля.

Стал ли съедобнее от этой ложки «зеленых» бочковой информационный деготь, ежедневно, с напором, заслуживающим лучшего применения, доставлявшийся на прошлой неделе из Москвы? Если принять за чистую монету все путинские «объединительные» инициативы (газовую, ядерную, электрическую, авиационную, а также морскую) и предположить, что у них есть реальная перспектива, то Украина уже поистине без пяти минут в реанимированном Советском Союзе... Хотят ли туда наши граждане? А разве их об этом кто-то спрашивает?

Впрочем, можно ли обвинять украинскую сторону межгосударственного диалога в излишнем радикализме другой стороны? Думается, и оппозиции, и некоторым скорым на оценки экспертам можно бы несколько притормозить. Ведь не Президент Украины предложил объединять «Нафтогаз» и «Газпром». Более того, он однозначно отметил: «Это не значит, что этот вопрос будет рассматриваться Украиной и решаться». «Это большой вопрос, который лежит, прежде всего, в плоскости экономики. Что касается политики, мы считаем, что наша главная политика — это защита национальных интересов», — подчеркнул Президент. Впрочем, днем раньше он высказывался не так определенно. Мол, путинский экспромт — это лишь один из возможных вариантов сотрудничества с Россией в газовом вопросе. «Ответ Украины будет после того, как мы все просчитаем с точки зрения наших национальных интересов», — обещал Янукович. Он считает, что к переговорам по этой теме, если они начнутся, нужно привлечь также Европейский Союз. По мнению Президента, Украина может существенно увеличить объемы поставок газа в Европу. Но, считает Янукович, предварительно нужно выяснить возможности России и стран Средней Азии нарастить объемы поставок. Украине же выгодно увеличить их до 200 миллиардов кубометров в год против нынешних 120.

Однако Россия не торопится выступить с такой гарантией и не собирается приостанавливать строительство газопровода «Южный поток» в обход Украины. Как сказал Янукович, это вызвало у него «большое удивление». «Если эта идея — попытка давления на Украину с целью найти с нами общий язык для последующей эксплуатации украинской газотранспортной системы, то это один разговор, и это можно еще как-то понять...» — объясняет Президент, подчеркивая, что проект модернизации украинской ГТС является намного более конкурентоспособным, чем строительство «Южного потока».

Как представляется, наш прагматичный Президент вовсе не чужд национальным интересам... Другое дело, что ему еще предстоит убедить в этом половину страны. Впрочем, и вторая половина, состоящая из сторонников Януковича, сегодня также в некотором шоке. Генеральный директор аналитического центра «Бюро экономических и социальных технологий» Валерий Гладкий, отвечая на вопрос «Дня» о том, как скажутся на Украине путинские инициативы, отметил: «Заявление Путина и есть заявление Путина. Я не вижу пока что с украинской стороны каких-то движений навстречу, кроме известных харьковских газовых договоренностей. С ценой газа понятно, а другие инициативы я пока не готов рассматривать».

Гораздо больше определенности в комментарии эксперта по энергетическим вопросам Александра Нарбута. «По-моему, инициативы Путина носят характер специфической для отношений Украины и России профессиональной провокации, — считает эксперт. — Тут главное не столько сама инициатива, сколько компоненты, которые в ней «зашиты». «Газпром», безусловно, в Украине многое интересует: и месторождения газа, особенно на морском шельфе, и вообще контроль над его разведкой и добычей, в том числе в связи с перспективами разработки сланцевых месторождений (чтобы не допустить конкуренции со стороны сланцевого газа на украинском рынке и в Европе и падения спроса на российский природный газ). И, конечно же, Россию интересует украинская газотранспортная система. Поэтому слияние двух холдингов как таковое практически невозможно. Да и сам термин, думаю, должен быть другой — поглощение. Потому что капитализация «Газпрома» больше, чем «Нафтогаза», примерно в 20—25 раз. Поглощение, безусловно, невыгодно Украине. И не только в плане утраты контроля за активами, но и в смысле национальных интересов. Дело в том, что гражданам страны выгодно иметь либеральный рынок. Ведь любой дефицит (а этот рынок у нас дефицитный) можно преодолеть только в том случае, если рынок либеральный, а следовательно — конкурентный. Монополисты «Газпром» и «Нафтогаз», да еще и объединившись, поведут дело в противоположном направлении».

Вместе с тем, Нарбут отмечает, что сегодня газовой энергетикой занимается прагматичная команда, которую он, впрочем, все же не решается назвать еще и «стратегически мыслящей». «Но прагматизма, — настаивает эксперт, — хватает. Следовательно, отдавать свои позиции никто просто так не будет».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать