Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ирак: незнание — тоже сила...

СМИ дезориентируют общественное мнение
11 ноября, 00:00

Повторное социологическое исследование по отношению населения Украины к украинской миротворческой миссии в Республике Ирак, проведенное Центром социального прогнозирования в октябре 2003 года (опрошено 1214 человек), выявило важную деталь — украинцы на этот раз оказались значительно лучше информированными о самом факте существования украинской миротворческой миссии. Только 2,6% опрошенных не знают об отправке украинских военных в Ирак. Это является прямым следствием информационных усилий СМИ, которые активно освещают украинскую миротворческую миссию в Ираке и весьма резонансно распространили результаты первого социологического опроса и позиции Министерства обороны, которое широко информировало население о характере миротворческой миссии и составе украинского контингента в Ираке. В целом результаты стали еще одним свидетельством того, что опросы общественного мнения должны предшествовать принятию таких решений, а полученные результаты — использоваться и учитываться во время разработки кампании информационного сопровождения этих решений.

Однако лучший уровень информированности не способствовал формированию более четкой позиции населения по этому вопросу, ведь вдвое увеличилось количество безразличных — с 5,7% до 11,6%, а количество тех, кто «за», и тех, кто «против», уменьшилось приблизительно на 3%. Это свидетельствует о том, что граждане привыкают к миротворческой миссии, которая превращается в продолжительную акцию, не сопровождается большими жертвами и более- менее значимыми для украинского общества событиями и вытесняется на периферию внимания злободневными внешнеполитическими конфликтами, в которые оказывается втянута Украина. То есть наблюдается определенный эффект привыкания, и проблема присутствия украинских миротворцев в Ираке утрачивает свою остроту и актуальность для общественности.

Отсутствие изменений принципиальной позиции населения Украины по этому вопросу указывает на инерционность суждений украинской общественности в сфере международных отношений. Поскольку украинцы склонны весьма критически оценивать деятельность власти в любой сфере, то вполне естественно, что 59,7% (40,8% в августе) опрошенных убеждены, что отправка военного контингента в Ирак не содействует укреплению международного авторитета Украины, а доля тех, кто придерживается противоположного мнения, уменьшилась с 37,6% до 30,4%. Отсутствие четкой определенности в стратегических направлениях украинской внешней политики и противоречивость поведения «стратегических партнеров» в отношении Украины чрезвычайно усложняют ее гражданам оценку конкретных внешнеполитических шагов украинского государства. Дает себя знать также и то, что население Украины оказывается попросту плохо осведомлено о реальном отношении к украинской позиции со стороны мирового сообщества. Ведь международный имидж Украины претерпел изменения, и изменения к лучшему — во влиятельных печатных зарубежных изданиях (Wall Street Journal, Financial Times, Japan Times, Washington Times, New York Times и тому подобное) появились статьи, в которых об Украине говорилось в весьма благожелательных тонах. Эти позитивные сдвиги не были зафиксированы в сознании граждан как результат или продолжение сотрудничества по линии Украина — США в Ираке.

Становится очевидным, что украинское население и впредь продолжает пользоваться стереотипами в формировании своего мнения о международной деятельности Украины. Поскольку 63,8% считают, будто главными мотивами отправки войск в Ирак являются экономические интересы, становится понятным, что украинское население не понимает, какие конкретные выгоды Украина получит от этой операции, ведь ни один простой украинец не получил каких-либо финансовых или материальных дивидендов от того, что в Ираке находятся украинские солдаты. Таким образом, вроде бы нет оснований поддерживать эту операцию. Отсутствие конкретных экономических выгод для украинского населения и его априори критическая настроенность в отношении действий власти предопределяют то, что 73,9% опрошенных и в дальнейшем не поддерживают эту акцию, несмотря на то, что уже сейчас очевидна политическая польза от отправки украинского миротворческого контингента в Ирак. (Интересно, что по данным, приведенным в исследовании Еврокомиссии «Ирак и мир в мире», проведенном 8— 16 октября, наибольшую поддержку миротворческой миссии в Ираке демонстрирует население стран, не принимающих участия в этой акции).

Опрошенные также плохо представляют, войска каких стран участвуют в миротворческих силах. В этом случае недостаточная осведомленность населения (причем независимо от уровня образования, возраста, пола и местожительства ) приводит к очевидной «девальвации» репутации Украины в глазах собственных граждан, поскольку страна оказывается в явно «непрестижной» компании. Можно также допустить, что здесь мы имеем дело с последствиями «контрпропаганды», которую ведут оппоненты украинской миссии в Ираке, часто просто искажая реальные факты, связанные с деятельностью международных миротворческих сил.

Отличается ситуация в Польше — перед войной общественное мнение там было категорически против войны (61% населения), но в мае таких стало только 37% (здесь и далее — данные польского Центра исследований общественного мнения). То же касается и присутствия польских военных в Ираке — в марте целых 75% поляков высказывались против этого, а в сентябре — 53%. Прослеживается определенная тенденция — со временем поляки начинают благосклоннее относиться как к самой войне, так и к участию польских войск в стабилизационных силах. Возможно, это связано со значительным укреплением международных позиций Польши, — ей был доверен в управление один из секторов Ирака и это привлекло внимание к ней международного сообщества. Уровень поддержки повышается, возможно, также и потому, что растет вера поляков в способность своей страны эффективно работать в достижении целей по восстановлению Ирака и налаживанию там нормальной жизни, — все больше людей начинают верить в своих военных (43% в июне и 53% в сентябре), дипломатов (47% и 49%) и организационные возможности своих специалистов в Ираке (36% и 41%). Также постоянно уменьшается количество тех, кто затрудняется определиться в этом вопросе. То есть польское общество постоянно получает позитивную информацию о деятельности Польши в Ираке, а это способствует формированию у населения позитивного имиджа страны в иракской операции, а потому со временем поддержка населения будет расти.

На несколько иных основах формируется общественное мнение о ситуации вокруг Ирака в США. Несмотря на то, что с марта по октябрь можно проследить четкую тенденцию уменьшения уровня поддержки населением США военной операции в Ираке (если в апреле 74% населения поддерживали военное вмешательство США в дела Ирака, то в октябре этот показатель снизился до 60% — данные Pew Research Center for the People & the Press), в любом случае большинство граждан США продолжают поддерживать политику своего правительства в Ираке. Несмотря на постоянные потери среди американских военных от операций партизанских сил сопротивления в Ираке, население США считает, что американские военные должны оставаться там до тех пор, пока не будет создано стабильное и функционирующее иракское правительство. Здесь также присутствует определенная негативная тенденция снижения общественной поддержки, но она все еще остается на довольно высоком уровне — 86% в апреле по сравнению с 74% в августе (здесь и далее — данные Program on International Policy Attitudes).

В то же время американцы демонстрируют поразительный уровень неосведомленности о развитии событий вокруг Ирака. 60% населения разделяет, как минимум, одно из таких ошибочных представлений:

— были найдены и представлены доказательства сотрудничества режима Саддама Хусейна и «Аль-Каиды» (48% опрошенных);

— в Ираке было найдено оружие массового уничтожения (22% опрошенных);

— мировая общественность поддержала решение США начать войну против Ирака (25% опрошенных).

Среди тех, кто ошибается по всем трем вопросам, 86% поддерживают военную операцию. Для контраста — среди тех американцев, которые не разделяют ни одного из этих ошибочных представлений, уровень поддержки войны почти в четыре раза ниже — только 23%.

Итак, можно сделать вывод, что поддержка общественностью США политики своей страны в отношении Ирака базируется на ее ошибочных представлениях о развитии ситуации вокруг Ирака. То есть, если бы абсолютное большинство населения США не ошибалось в отношении важных аспектов иракской войны, то, очевидно, и общественная поддержка политики правительства США внутри страны была бы намного ниже.

Возникает вопрос — каким образом в сознании большинства американских граждан укоренились эти ошибочные представления? Вероятной выглядит следующая последовательность событий:

— общественность очень хочет чего-то — в этом конкретном случае общественность США хотела вернуть себе чувство безопасности, которое было утрачено после событий 11 сентября 2001 года;

— общественности предлагается решение этой проблемы — вернуть чувство безопасности можно через уничтожение режима Саддама Хусейна, который якобы сотрудничал с врагом США №1 Осамой бен Ладеном и который якобы продолжает работать над программами создания оружия массового уничтожения, которое может попасть в руки террористов и быть применено против США;

— телевидение (основной источник информации для большинства граждан в любой более-менее развитой стране) постоянно предоставляет информацию, которая указывает на то, что якобы конечная цель достигнута, или что существует высокая вероятность быстрого достижения цели, или что достигнут прогресс в достижении цели. Существенный момент на этом этапе заключается не в представлении откровенной дезинформации, а в манипулятивном представлении правдивой информации — информационные сообщения строятся таким образом, чтобы зрители сами могли сделать желательные для себя выводы, даже если они не соответствуют действительности;

— поскольку общественность США ожидает позитивных новостей (очень хочет, чтобы подтвердились ее ожидания относительно войны в Ираке), то высока вероятность распространения такого явления, как когнитивный диссонанс — население подсознательно игнорирует информацию, которая противоречит его надеждам и убеждениям, и активно ищет доказательств и свидетельств своей правоты.

Обобщая, можно сказать, что если в США и Польше общественное мнение активно формируется (или манипулируется), то в Украине ситуация совсем иная — большинство СМИ не заняли какую-то активную позицию в отношении системного информирования украинцев о ситуации с украинским миротворческим контингентом в Ираке. Недостаточно просто сообщить, что он существует и выполняет какие-то там функции. Нужно заинтересовать население, заставить его сопереживать, дать ему повод для гордости. К сожалению, подобные примеры в украинском информационном пространстве единичны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать