Искусство улиц
Завтра — один не очень заметный, но от того не менее значимый юбилей. По сути, завтра исполняется ровно 40 лет, как мир узнал о... граффити.
Конечно, тут легко может возникнуть путаница. В исторических и искусствоведческих кругах граффити (от итал. gгаffаге — царапать) называли надписи или слова, процарапанные или написанные в любую эпоху на любых поверхностях — от стен пещер до глиняных сосудов. Современное значение появилось в результате истории, где решающую роль сыграла пресса.
Сейчас трудно в это поверить, но еще в 1960-х граффити в привычном нам виде в том же Нью-Йорке, считающемся родиной этой субкультуры, не было. Свои знаки на стенах оставляли уличные банды, чтобы отметить подконтрольные территории. Также в латино- и афро-американских районах бытовали росписи в наивном либо плакатном стиле на злободневные для общины темы.
Первым граффитистом стал подросток, грек по происхождению Таки (деминутив от полного имени — Деметриус). Его история — хрестоматийное воплощение тезиса Энди Уорхолла о 15 минутах славы. Деметриус жил в Нью-Йорке на 183-й улице в районе Вашингтон-Хайтс, путешествовал сначала как студент, а затем как курьер по городу. Летом 1968 года он услышал от друга, что парень в соседнем квартале написал на нескольких стенах свое имя и номер улицы: Хулио 204. Деметриус счел это забавным и, как следствие, в течение года «Таки 183» появился на вагонах метро и автобусах, на стенах от Нью-Джерси до Бродвея и от аэропорта Кеннеди до Коннектикута. На такую стратегию охвата города его вдохновили предвыборные плакаты. Таки сделал то, о чем до него никто не додумался: вынес тэг (подпись) за пределы своего района.
Один из тэгов привлек внимание журналистов, и 21 июля 1971 года в «Нью-Йорк Таймс» появилась статья «Taki 183» Spawns Pen Pals. Достаточно было этого толчка, чтобы в городе произошел настоящий визуальный взрыв. Число подражателей пошло на десятки, потом на сотни. Сначала просто писали свои имена с номерами улиц, потом начали варьировать и разрабатывать шрифты, использовать разные цвета, рисовать не только буквы, но персонажей, добрались до вагонов метро и т. д. Граффити стали одной из главных примет Нью-Йорка, и из города Большого Яблока разошлись по всему миру. Последние 10—15 лет настенная живопись стала привычной и в украинском пейзаже.
Отношение к граффити в обществе в большинстве своем однозначно негативное. Между тем, проблема здесь, как и с любым жанром, — он не может быть плохим или хорошим сам по себе, все зависит от того, кто, что и где рисует.
На самом деле уличное искусство (получившее за рубежом название стрит-арт) очень далеко ушло от первых росчерков Таки. Уже в конце 1970-х в субкультуру пришли первые профессиональные художники — Жан-Мишель Баския и Кейт Херринг. В дальнейшем эта тенденция только усиливалась, и на сегодня стрит-арт окончательно разделился на элиту мастеров и подростков-вандалов. Британец Бэнкси, который, несмотря на всемирную славу, хранит свою анонимность и чьи рисунки на стенах накрывают стеклом для сохранности — лишь одно из имен. Уличная фронда взрастила несколько поколений художников, которые значительно расширили палитру визуального искусства. В том же Нью-Йорке по принципу граффити на улицах расклеиваются изощренные бумажные композиции, монтируются инсталляции из пластика, стекла, зеркал, дерна (!) и устанавливаются металлические и деревянные скульптуры. Муниципалитеты и коммерческие структуры все чаще заказывают стрит-артистам оформление публичных пространств. К счастью, этот процесс заметен и у нас: последний год качество уличных работ заметно возросло, а в Киеве ныне проходит фестиваль легальных граффити «Муралиссимо», благодаря которому в столице появилось несколько ярко и необычно оформленных фасадов домов. И это, пожалуй, свидетельствует о приближении Украины к Европе не хуже, чем новые стадионы.
Граффити в умелых руках делают мир красивее. Сорок лет тому назад об этом, пожалуй, вряд ли кто-то мог бы сказать с полной уверенностью.
Выпуск газеты №:
№125, (2011)Section
Панорама «Дня»