Перейти к основному содержанию

Испытание Парижем

В столице Франции заканчиваются Дни украинского кино
09 июня, 20:04
ОЧЕРЕДЬ ПЕРЕД ПОКАЗОМ УКРАИНСКИХ ФИЛЬМОВ В ПАРИЖСКОМ КИНОТЕАТРЕ «ФИЛЬМОТЕКА» В ЛАТИНСКОМ КВАРТАЛЕ ПАРИЖА

Учитывая все еще скромные успехи украинского кино, сложно прибегать к пафосным фразам наподобие «отечественный кинематограф совершил прорыв к европейскому зрителю». Скорее можно говорить о Днях украинского кино в парижском кинотеатре «Фильмотека» как об одном из первых, очень важных и весьма успешных шагов в совершенно неосвоенном направлении.

Представлять себя на родине кинематографа как такового, в стране, чья киношкола наиболее богата на имена, таланты и направления, само по себе является вызовом и сложной задачей. Вполне логично, что взяться за такую работу должен был именно Андрей Халпахчи — многолетний руководитель фестиваля «Молодость», а ныне директор Украинской кинофундации, созданной специально для продвижения отечественного кино за границей; соответствующие связи и опыт пана Андрея давно уже позволяют говорить о нем как о главном уполномоченном нашего экранного искусства в мире. Также нужно отметить, что и Дни, и их освещение в нашей газете стали возможны благодаря содействию торговой марки «Nemiroff».

Нужно отдать должное Фундации: была подобрана очень достойная программа. Самая известная картина — конечно, «Тени забытых предков» Сергея Параджанова; нашего классика во Франции помнят и любят. Но, принимая во внимание то, что кино все-таки является актуальным, а не только архивным процессом, центральное событие Дней — показ первого и последнего фильмов Киры Муратовой — «Коротких встреч«(1967) и «Двух в одном» (2007) и непосредственное присутствие режиссера. Также привез свои фильмы «Бирюк» (1977) и «Ночь света» (2004) наш другой выдающийся кинематографист — Роман Балаян. Традиционное кино было представлено «Колодцем для жаждущих» (1965) и «Молитвой за гетмана Мазепу» (2002) Юрия Ильенко, а современная продукция — «orANGELove» Алана Бадоева (2006), «У реки» Евы Нейман (2006) и первым кинохитом в истории независимой Украины — «Сафо» Роберта Кромби (2008).

Не уступила полным метрам и короткометражная программа. Половина фильмов в ней — лауреаты сверхпрестижных мировых кинофорумов. «Путники» Игоря Стрембицкого получили Золотую пальмовую ветвь в Каннах в 2005, пластилиновая анимация Степана Коваля «Трамвай №9» — «Серебряного медведя» на Берлинале-2003, а «Против солнца» Валентина Васяновича в 2005 г. отмечен спецпризом жюри на авторитетном фестивале коротких метров в Клермон-Ферране; однако ничуть не хуже трагикомедия «Таксист» Романа Бондарчука (2007), мультфильм «На грани» Никиты Ратникова и Артема Сухарева (2007) и получасовая черная комедия Муратовой «Кукла» (2007).

Собственно, показам предшествовала пресс-конференция и презентация Дней в украинском культурном центре. Героями пресс-конференции были Кира Муратова, ее муж и художник ее фильмов Евгений Голубенко, Роман Балаян и Андрей Халпахчи. Говорил в основном последний, давая подробные ответы на вопросы о цели и содержательной стороне Дней, о состоянии и перспективах украинского кино и о его месте в европейском контексте. Впрочем, когда слово перешло к Муратовой, она показала себя блестящим и остроумным собеседником, время от времени легко, без особых усилий переходя на французский, из-за чего пресс-конференция превратилась в непринужденное демократичное общение. А на неформальную часть презентации пожаловали известные французские актеры — звезда ранних фильмов Ларса фон Триера Жан-Марк Барр, неизменный исполнитель роли комиссара Жубера во всех фильмах «Такси» Бернар Фарси и мечта всех советских женщин — Робер Оссейн, в свое время удачно перевоплотившийся в сурового красавца Жоффрея — мужа Анжелики из киносериала о приключениях сексапильной маркизы.

«Фильмотека» находится в интеллектуальном сердце Парижа — в Латинском квартале, в нескольких шагах от знаменитой Сорбонны, и слывет настоящим киноманским центром. Это заметно уже по афишам: репертуар составляют обширные ретроспективы Вуди Аллена и Мартина Скорсезе, показы классических картин Сема Пекинпа, только что завершилась программа фильмов, посвященных событиям мая 1968-го... В «Фильмотеке» два зала — красный и синий, на сотню человек каждый. Синий зал — в подвале, над входом — черно-белая фотография Одри Хепберн; а красный зал, где, собственно, и проходили показы наших картин, украшен портретом Мэрилин Монро а-ля Энди Уорхолл. Вообще атмосфера здесь очень уютная и одновременно свободная — это не просто развлекательное заведение, но и клуб, в котором просмотры всегда дополняются дискуссиями и обсуждениями, в свою очередь так или иначе способствующими развитию искусства. Конечно, организаторы могли бы задействовать и более вместительный, раскрученный зал — но место было выбрано очень точно, ведь именно сюда заходят парижские интеллектуалы, критики, студенты, богема — одним словом, представители именно того слоя, влияние которого на общественное мнение Франции трудно переоценить.

Уже на показе фильма открытия Дней, «Двух в одном», зал был переполнен; причем французов было не меньше, чем русско- и украиноязычной публики. Как это часто бывает, картина Киры Георгиевны вызвала достаточно оживленную дискуссию, иногда с откровенно провокационными замечаниями автору; но Муратова в дискуссии представила себя не менее блестящим и острым мастером, чем на экране. Не меньший интерес вызвала и остальная часть программы.

Подводя итоги, можно сказать, что украинское кино, и особенно украинская кинопромоция, испытание Парижем прошли. Механизм представления за границей при условиях бесперебойного финансирования будет налажен — и уже налаживается — достаточно быстро. Дело теперь лишь за новыми фильмами и новыми талантливыми именами — ведь одних только Муратовой и Балаяна, при всей их одаренности, очевидно, слишком мало, чтобы можно было говорить о настоящей национальной школе. Но это уже другой и долгий разговор.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать