Перейти к основному содержанию

История «серийного убийцы» как аргумент «за» смертную казнь

Обвиненный в 52 убийствах Анатолий Оноприенко считает себя не подсудимым, а... пленником
24 ноября, 00:00

Председательствует на процессе судья облсуда Дмитрий Липский. Государственное обвинение поддерживает начальник отдела прокуратуры Житомирской области Юрий Игнатенко. Защиту А. Оноприенко ведет назначенный облдсудом житомирский адвокат Руслан Мошковский, С. Рогозина — киевский адвокат Юрий Туркинов. Процесс ведется в присутствии около двухсот человек общественности, освещают его десятки журналистов, в том числе иностранных масс-медиа. Обвинительное заключение вчера зачитал государственный обвинитель — Оноприенко инкриминируется совершение преступлений, предусмотренных тринадцатью статьями Уголовного кодекса Украины, в подавляющем количестве — убийств...

Это организация банды и бандитизм, убийства с особой жестокостью, разбойные нападения, ограбления и ряд других.

С. Рогозин обвиняется в совершении преступлений по трем статьям УК, в том числе бандитизме и соучастии в убийствах. А. Оноприенко на предварительном следствии свою вину по всем преступлениям, в которых он обвиняется, признал, однако вначале заявил, что законы, по которым его судят, — «это ваши законы», и что он считает себя... пленником. И пообещал на процессе объяснить свою позицию. С. Рогозин в ходе предварительного следствия большинство выдвинутых против него обвинений не признал.

А. Оноприенко также заявил, что родных и близких у него нет, потому что он с ними отказались друг от друга. «Детей у меня по свету много, но все они незаконные», — сказал он на суде, отказавшись признать кого-либо из них. С Рогозиным с самого начала они расселись в разных углах зарешеченной клетки и не общались.

По словам адвоката А. Оноприенко Р. Мошковского, у него установился нормальный контакт с подопечным, поскольку он отнесся к нему «как к обычному человеку». В тюрьме подсудимый вел себя спокойно и ни разу не жаловался на здоровье. Адвокат считает этот процесс не только уголовным, но и социально-политическим, поскольку, по его мнению, совершению инкриминированных его подзащитному преступлений содействовало современное состояние общества в Украине. Р. Мошковский поддерживает мораторий на исполнение смертных приговоров в Украине и говорит, что А. Оноприенко в глубине души скорее всего не рассчитывает на снисхождение суда, надеясь разве что на чудо. (А может — на тот же мораторий.— Авт.). Государство платит Р. Мошковскому 17 гривен за каждый день процесса.

Сам А. Оноприенко с первых шагов процесса пытался держаться уверенно, говорил резко, коротко, часто с вызовом.

ОТКУДА ОН ВЗЯЛСЯ — УПОМИНАНИЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ

Родился А. Оноприенко в 1959 году в селе Ласки Народичского района на Житомирщине. Когда ему было 3 года, умерла мать, отец в то время с семьей не жил. Сначала Анатолия вместе со старшим братом воспитывала бабушка, но в 7 лет его отдали в школу-интернат. Дальше было: два курса Малинского лесотехникума, служба в армии, учеба в Одесской мореходной школе, заграничные рейсы, гражданский брак с Ириной Л. и работа в пожарной части города Днепрорудный Днепропетровской области, где он чуть не стал парторгом, рождение сына Тараса. В 1989-м году А. Оноприенко неожиданно исчезает из Днепрорудного на долгие годы. Как выяснится позже, больше в Украине он нигде и никогда не работал.

КРОВАВЫЙ СЛЕД — ВЕРСИЯ ОБВИНЕНИЯ

И именно 1989 годом датирован первый «тур» серийных убийств, в которых обвиняется (и в совершении которых сознался) А. Оноприенко. Сначала 14 июня в Синельниковском районе Днепропетровской области в своей машине, стоявшей на автотрассе, была расстреляна и ограблена чета Мельников. В июле и августе того же года еще две «серии», в результате которых убиты и ограблены еще семь человек. Во всех тех случаях, по заключению следствия, А. Оноприенко «ассистировал» Сергей Рогозин. На третьем «заходе» А. Оноприенко еле оторвался от милицейской погони, а поэтому решил отсидеться за границей, куда и выехал в начале 1990-го года. Побывал в Германии, Австрии, других странах. Там он привлекался к уголовной ответственности за кражи, другие преступления, три месяца просидел в тюрьме. В 1994 году был депортирован назад в Украину. Второй «тур» серийных убийств, начатый в октябре-ноябре 1995-го года расстрелом (и ограблением) престарелой одесситки М. Паращук (в собственном доме), а также директора Малинской станции техобслуживания Александра Светловского и сотрудницы той же станции Галины Грищенко (в машине на автотрассе вблизи Малина на Житомирщине) продолжался около пяти месяцев и унес в общем 43 человеческих жизни. Последними жертвами вакханалии убийств, в которых обвиняется А. Оноприенко, стали супруги Новосады, их 9-летняя дочь и сестра супруги хозяина, убитые в городе Бужск Львовской области 22 марта 1996-го года. Всего убийцей были лишены жизни 52 человека, из них 10 детей, младшему из которых исполнилось 3 месяца, а старшему — 11 лет. Только в селе Братковичи на Львовщине погибло 12 человек (это вместе с детьми).

На Житомирщине «гастроли» серийного убивцы-маньяка свели в могилу 15 человек, из них пятеро детей. Больше всего жертв было в Малинском районе — там убито 11 человек, из них 4 ребенка: в частности, расстреляны и вырезаны семьи Зайченко (село Гамарня), в том числе 3-месячный сын Олег, и Бондарчуков (Малин).

Окончание истории уголовных похождений «серийного» убийцы в следующем номере «Дня».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать