Перейти к основному содержанию

Из «киллеров» — в президенты

Богдан Бенюк не отказывается ни от какой работы
29 октября, 00:00
А зачем скулить? Оптимизм — это внутренняя защита. Если все будут пессимистами, мы эту бедную Украину совсем доконаем

Вездесущесть актера Богдана Бенюка давно уже стала притчей во языцех. Собственная кулинарная передача на телевидении, приглашения на презентации, роли в антрепризах и кино.

Недавно, кстати, Бенюк дебютировал как киноактер и за рубежом. В знаменитом криминальном немецком телесериале «Телефон полиции 110» он сыграл наемного убийцу из Украины. И, судя по всему, талантливо, т.к. собкор «Дня» в Германии Виктор Тимченко даже высказал в своей заметке предположение, что и без того мизерные инвестиции в Украину совершенно прекратятся, если мы и в дальнейшем будем формировать у немцев такой мафиозно-горлорезный имидж. Локальная, казалось бы, ситуация отражает, между тем, существенную общественную проблему поведения интеллигенции в наше тяжелое время. Должна ли она, как романтично убеждали нас в течение десятилетий, быль совестью народа, его «душой и песней»? Или должна, как это, в конце концов, давно сложилось на Западе, жить исключительно частной творческой и интеллектуальной жизнью? Относительно песен... В хоре нынешних плакальщиков, пораженных кризисом в России, громко звучат голоса организовавших предвыборные шоу Бориса Ельцина, убеждая народ в верности «пути олигархических реформ». Вскоре ситуация «предвыборного концерта» может повториться в Украине. Отвечает ли человек искусства за свои поступки и слова перед народом? Комментируя историю с «чернобыльским киллером», Богдан Бенюк невольно дает ответ на этот вопрос.

— Я считаю, что автор той статьи совершенно не представляет, как живут актеры в Украине. Я вынужден соглашаться на любую работу, за которую платят деньги. К сожалению, у нас не такая нормальная ситуация, чтобы актер, скажем, такого ранга, как я, мог бы выбирать себе режиссеров или фильмы на свой вкус — и содержать при этом семью. И поэтому я бросаюсь на любую работу.

— Но ведь речь шла о конкретной роли, которая создает негативный образ государства, ярым сторонником независимости которой ты, насколько я помню, был всегда...

— Мои взгляды не изменились. Кстати, я на съемках много воевал с режиссером против совершенно дикого представления об Украине. Они там уверены, что у нас здесь чуть ли не первобытнообщинный строй. Не думаю, что моя роль так уж могла бы повлиять на общественное мнение. А если серьезно, то разве в Украине нет таких мужиков, которого я воссоздал? Каждая нация, и немцы в частности, имеет своих уродов, как этот мой персонаж. А потом, считаю, и немецкие зрители не дураки, чтобы отождествлять с одним киноперсонажем всю Украину. Знаешь, у меня иногда случаются такие смешные ситуации. Знакомлюсь с кем-то и тот вдруг разочарованно говорит: «Так вы женаты? Что ж вы ведете «Шоу одинокого холостяка»?» Я отвечаю, что нельзя же так прямо отождествлять какую-то телемаску и реального человека. Актеры играют различных героев и это вовсе не значит, что они и в жизни такие. Надеюсь, и среди зрителей того фильма есть нормальные люди, которые это понимают и будут вкладивать свои «бабки» в процветание Украины.

— Богдан, скажи, пожалуйста, а в политику ты тоже пошел из меркантильных соображений, вступив в Партию зеленых?

— Я их поддержал на выборах, ведь они провозглашают идеи, которые, по моему мнению, должны отстаивать абсолютно все в Украине. Ведь если у нас не будет здоровой земли под ногами, то все равно, кто будет руководить страной — КПСС, ХДС или Рух. Это был вполне сознательный выбор. Сам я из Карпат. Возможно, то, что я сейчас скажу, будет звучать банально, но, поверь, это правда. Я когда бываю дома и вижу, как нефтяники ищут нефть которой там нет; как лесорубы нещадно, до ран, вырубают лес, ничего не насаждая взамен; как не только отдыхающие, но уже и местные жители наваливают там горы мусора, у меня сердце болит. Это только кажется, что там всего много, а когда ты проедешь эти Карпаты за четыре часа и увидишь, насколько это, собственно говоря, крошечная территория, то понимаешь — насколько легко это все уничтожить. Где ни бываешь в Украине, ужасаешся: земля гибнет, и мы с ней вымираем. Поэтому я и отдал симпатии зеленым.

— Ты раньше тоже в партиях каких-то был?

— В КПСС — никогда.

— А звали?

— Да особо нет. Мне потом знакомые ребята из КГБ рассказывали, что якобы я там был на заметке.

— Анекдоты антисоветские рассказывал?

— Ничего антисоветского я в жизни не делал. Был, впрочем, один скандал, когда нас с Васей Мазуром обвинили, что на спектакле «Конотопская ведьма» мы как будто агитировали публику идти домой пасхальный кулич кушать. Там была пауза в финале первого действия, перед антрактом. Я сижу у правого портала, Вася — слева. И лупим крашенки. Васин персонаж по сюжету спрашивает: «Куме, що роблять ці люди?» — и показывает на зал. Я отвечаю: «Сидять». Он: «А чого вони сидять?» Я тогда к публике: «Чого ви сидите? Куме, вже антракт, а вони сидять». Ну, наколка такая, обычный розыгрыш. А в зале попался некий Николай Линник, кажется, из горкома партии. Ну, и истолковал, что мы призываем зрителей идти домой праздновать Пасху. «Ага!» — и быстро доложил «по инстанции». Начали нас «взувать». Собрание объявили. Хорошо, что Сергей Владимирович Данченко спустил это все «на тормозах». «Не умеете импровизировать, — говорит, — не импровизируйте». Вот и весь мой антисоветизм.

— Ты заметная фигура в Партии зеленых. Не было ли искушения стать депутатом?

— Мне предлагали баллотироваться в Верховную Раду, но я не захотел. Думаю, что я и на своей актерской ниве что-то еще смогу перепахать.

— А я на днях слыхал кулуарные сплетни, что якобы тебя собираются выдвигать кандидатом в президенты Украины.

— Нет, конечно. По крайней мере со мной об этом пока что никто не говорил. Не думаю что это серьезно. Но, в конечном итоге, если учесть то, что и Америкой актеры бывшие руководили, то может быть.

— А ты бы согласился, если бы такое предложение возникло?

— Нет, мне сначала нужно все-таки подготовиться к этому. Это же не роль очередная, которую бы я мог нормально сыграть. Здесь нужно быть готовым. Но если это очередной трюк, как реклама, то, конечно, можно пойти на это.

— Ты можешь описать свой типичный день?

— Конечно. Утром меня будит сын, ему год. Я час с Богданом занимаюсь: беру его на руки и показываю все вокруг, разговариваю с ним. Потом выгуливаю собаку. Завтракаю и иду на базар, нужно же сыну покушать купить. А дальше работа: если не театр, так телевидение, если не телевидение, так киностудия, если не киностудия, так Институт культуры. Возвращаюсь домой поздно вечером.

— То есть целый день — работа.

— И слава Богу. Потому что если бы, не дай Бог, наступил такой день, что завтра бы не стало какой-то работы — то это, правда, крах, ужас, трагедия для меня.

— А по твоим субъективным ощущением, не приводит ли такой безумный, действительно всеядный труд к некоему творческому износу?

— Я анализировал свою жизнь и убедился, что все что я делал на протяжении ее, в конечном итоге, выстреливало, даже спустя некоторое время, для меня положительно. Возьмем хотя бы то же телевидение. Других путей для «раскрутки» драматического актера сегодня практически не существует. И популярность помогает мне на 100 процентов. Хотя бы потому, что дает возможность прокормить семью и реализовать какие-то собственные проекты. Для меня это важно, поскольку в своем театре я сейчас не имею таких новых ролей, которые делал бы с увлечением. Следовательно, и профессиональные, и душевные пристанища чаще всего нахожу где-то на стороне.

— Но в театре ты зачастую отказываешься даже от крупных ролей и всегда при этом соглашаешься на какие-то телепроекты, быть может, и самой высокой пробы. Нет ли в этом парадокса?

— Ты уже, наверное, не одну исповедь актерскую слышал и знаешь, почему так получается. Со стороны оно действительно может иногда странно выглядеть, меня могут обвинять, что я слишком привередлив или хитер. Но я даже интуитивно знаю, что «верной дорогой идете, товарищи!» По крайней мере у меня есть ощущение, что я выбираю работы правильно. Да, мне очень жаль, что у меня сейчас нет в театре своего режиссера, новых интересных характеров! Бывает даже получаешь роль, о которой мечтал, а в конечном итоге, появляется постановщик и превращает твою мечту в страшную реальность.

— Но ведь речь идет, в первую очередь, о том, что, эксплуатируя только приобретенное умение, рискуешь превратиться в ремесленника. Нужно все-таки иметь творческие задачи, если хочешь, на вырост.

— А разве я не об этом говорю? Я очень трезво смотрю на ситуацию и на себя и давно знаю, что нужно было бы изменить свой имидж — этакого простачка, «солнечного мальчика». Но для этого нужен режиссер-педагог, который раскрыл бы в тебе какие-то совершенно иные грани. Со мной такие эксперименты делал только Владимир Николаевич Оглоблин. Он так меня трансформировал в каждой роли, что я сам увидел и поверил, что могу делать совершенно разные вещи. Если бы не он, не знаю, был ли бы я таким сейчас. А в театре сегодня подходишь к доске приказов с распределением на новый спектакль — и можешь уже не читать ее: знаешь, кому какую роль поручат играть. Я же уверен, что мог бы играть и трагические роли. Чтобы Жолдак на бигборде написал не «лучший комик», а «лучший трагик» Украины.

— Если бы улыбнулась фортуна и тебе дали такую роль, готов ли ты был бы отказаться от всех своих многочисленных работ?

— У нас раньше любили говаривать: «Вы можете начать жизнь заново?» Нет, заново не готов. У меня есть обязанности, в первую очередь перед семьей, которые я должен выполнять. Но чем-то ради настоящей роли я, безусловно, смогу пожертвовать. Вообще, повторю, наибольшее чего я боюсь — это не иметь завтра работы. И дело не только в финансах. Просто она дает мне воодушевление, добавляет сил, спасает от депрессии и чувства безысходности.

— В общем твой жизненный тонус очень подбадривает. Потому что сегодня чаще слышишь роптание на жизнь. Даже от тех, у кого и оснований жаловаться нет.

— А зачем скулить? Хоть я и по натуре такой человек, который быстро забывает и отбрасывает плохую информацию, но ведь во многих случаях в наших неудачах виноваты и мы сами. Ведь жизнь все время дает нам шанс где-то выскочить, за что-то зацепиться, а мы это игнорируем. Потом сидим и плачем. Оптимизм — это внутренняя защита. Когда кругом видим столько неурядиц, когда страна духовно падает, нужно, извиняюсь, хоть немного рыпаться. Если все будут пессимистами, мы эту бедную Украину совсем доконаем. Тогда и вправду скажут, ну, вы все здесь как из Чернобыльской зоны, как тот мой персонаж в немецком фильме. Все, клямка!

— Богдан, а входит ли в систему твоих ценностей патриотизм?

— Я над этим никогда специально не задумывался, потому что все время чувствовал себя с этой земли. У меня никогда не возникало ни настроений таких, ни искушений — выехать отсюда куда-то. Я жил на этой земле, говорил с детства на этом языке, исповедовал эту религию, и сейчас в греко-католическую церковь хожу. Я даже не знаю, что такое патриотизм. Может эта проблема связана с сомнениями?

— Но сомнений соглашаться ли на роль киллера с Украины у тебя не было?

— Это же заработок. Они же платят там в четыре раза больше, чем здесь.

— А творческое удовлетворение ты хоть какое-то получил?

— Сценарий фильма этого, конечно, абсолютно придурковатый. Но работать было интересно. Режиссер на меня сначала недоверчиво поглядывал. А когда я стал на некоторые эпизоды придумывать по три-четыре варианта решений, что им не свойственно, то просто в меня влюбился. Я ему и говорю: «Давай снимем вторую серию — в немецкой кутузке». Смех смехом, а характер был очень интересным. И наверное мне удалось сыграть его довольно убедительно, если я сумел этой ролью подорвать украинскую экономику. Хотя в конце заметки в «Дне» была фраза, что и в Россию инвестиции падают. Ну, это мне очень польстило самолюбие, что и российскую экономику я тоже достал.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать