Как меняется Украина?
«Индивидуальных спортивных или культурных побед маловато»
Мотря ОНИЩУК-МОРОЗОВА, старший руководитель программы «Корпоративное управление», отдел Центральной и Восточной Европы, Международная Финансовая Корпорация:
— Начиная с 1990-х я почти ежегодно приезжала из Канады в Украину на несколько месяцев работать над интересными проектами. А с 2001 года живу и работаю в Киеве постоянно. Вспоминаю, тогда, в начале 90-х, на улицах украинских городов, городков, поселков видела грустных, серых, унылых, агрессивных прохожих. Чувствовалась депрессия. В магазинах в глаза бросалась минеральная вода и морская капуста. Помню, когда попросила на украинском языке продать входной билет в Киевско-Печерскую лавру, то женщина-кассир ответила, что не понимает меня. Сейчас совсем другие настроения в обществе. Люди стали более уверенными, свободными, приветливыми, улыбаются друг другу. В субботу-воскресенье парами, семьями выходят пройтись, посидеть за кофе под открытым небом. Сейчас наш сервис значительно лучше, чем в России, где я часто бываю в командировках. Если говорю на украинском языке, в ответ стараются ответить также на украинском. Молодые люди вырастают прагматичными, практичными и думают о том, как получить хорошее образование, ищут хорошее место работы либо возможность стажироваться за границей, умеют красиво отдыхать. Жаль, что им нечего слушать — маловато качественной украинской музыки. Репертуар многих радиостанций очень бедный — одна и та же примитивная российская попса, кроме немногих FM радио, которые в определенные часы ставят джаз, блюз, классическую музыку. У меня более богатый выбор на московских радио. И это парадоксально. Также чувствуется, что существует давление на СМИ, и люди по-прежнему не совсем верят телевидению и прессе. И действительно, часто новости звучат как реклама или пиар- кампания, за исключением новостей на нескольких каналах.
Приятно, что в Украине развивается малый и средний частный сектор. Бизнесменов, способных и энергичных, интересуют серьезные западные инвестиции. И они своими знаниями, умением пытаются приблизиться к лучшим успешным примерам ведения бизнеса.
К сожалению, Украина имеет не лучший имидж в мире. Например, недавно из Канады приехали родители моей коллеги. Они были приятно поражены, что Киев — прекрасный европейский город, а киевляне — благовоспитанные, со вкусом одетые люди. Потому что представляли себе бедное, полусумашедшее государство. И это, как ни печально звучит, представление рядовых иностранцев, которые слышат о фальсификации выборов, о деле Гонгадзе, давлении на СМИ... Украина не умеет и не хочет работать над собственным имиджем. Россия, например, за последние годы, профессионально поработала над ним и, возможно, даже больше улучшила его, чем саму жизнь. У нас часто позитив нивелируется напряженной политической ситуацией. Победа Русланы, безусловно, способствовала улучшению нашего положительного имиджа в мире. Но таких индивидуальных спортивных или культурных побед маловато. Культура и спорт играют значительную роль, однако это должно происходить параллельно с политическими и экономическими реформами. Не думаю, что сама культура может что-то изменить. У некоторых африканских стран есть очень интересные достижения, традиции, однако это не меняет их образ — бедных неразвитых государств.
Считаю, в Украине нужно развивать туризм, обеспечивать сервис, чтобы люди могли сюда приезжать и знакомиться с государством. Знаю, что Киев едва ли не единственная столица бывшего Союза, в которой нет ни одной гостиницы сети международных стандартов, таких как «Хилтон» или «Мэриотт». А они уже повсюду: Тбилиси, Баку, Ташкенте...
Виталий АНТОНОВ, президент Универсальной инвестиционной группы, председатель совета ОАО «Концерн Галнефтегаз», Почетный консул Литовской Республики во Львове:
— Нам выпал жребий жить в эпоху перемен. Судя по всему — перемен к лучшему. Многим вещам вернулись присущи им функции и «имена»: возобновлена в правах частная собственность, экономика стала экономикой, товар стал товаром, деньги стали деньгами. Право стало правом, которого нужно уметь придерживаться и отстаивать. Свобода стала свободой, которую нужно уметь воспринимать и защищать. Конечно, возникло много других вопросов и проблем. Но безпроблемная жизнь есть только «там, где нас нет». И это, судя по всему, осознают все больше граждан Украины.
Украина постепенно занимает свое место в политико-экономическом пространстве. Конечно, не так динамично, как бы того хотелось, но все-таки занимает.
С каждым разом все больше людей в обществе руководствуется такими естественными понятиями, как целесообразность, нужность, полезность. Идеологии, к счастью, перестают доминировать.
За последние несколько лет в Украине заметно возросла корпоративная культура и культура бизнеса, культура межличностных отношений вообще. Конкуренция приобретает более цивилизованные формы. Начинают больше ценить внутреннего инвестора, и этим самим уменьшают пропасть между богатыми и бедными. Потому что на самом деле именно собственный инвестор, независимо от суммы инвестиций, способен вывести страну из экономического и социального кризиса, и создать, в конце концов, то, что мы называем гражданским обществом.
Ирена СТЕЦУРА, главный редактор журнала «Kyiv Cult»:
— В 1993 году, когда переехала в Украину из Нью-Йорка на постоянное жительство, я оказалась в постсоветской стране со всеми характерными советскими признаками. Так тогда мне показалось, хотя ни разу не бывала в Советском Союзе. Лица людей хмурые — страдальческие. С того времени головы поднялись, появились улыбки, заинтересованность к жизни. Уже нет этого тупого взгляда в землю, порожденного чувством безнадежности. Люди среднего возраста начинают понимать, что многое от них самих зависит. А молодежь вообще — это совсем другое поколение, полное энергии, стремлений, амбиций, требований и веры в себя. Очевидно, им сложно найти работу, но они не сдаются. Очень быстро усвоили западные методы поисков обучения и труда.
Вообще украинцы очень талантливы, и когда речь идет о том, чтобы наверстать 50 лет развития какого-то бытового участка — они не идут постепенно, шаг за шагом, а сразу овладевают всем самым новым и современным. Я горжусь нашими людьми. (Если подумать, что в начале 90-х продавцы в магазинах считали на счетах, и мгновенно, за очень короткий отрезок времени, эти простые женщины без проблем перешли на компьютеры. Очевидно, что в Америке это так быстро и легко не происходило). Начинают организовывать комитеты, общественные организации — чтобы влиять на государственные или местные решения, касающиеся качества их жизни. А это уже начало понимания и проявления демократического духа.
Нельзя не обратить внимание и наш парламент. Первые несколько лет моего пребывания в Украине мне становилось страшно, когда слушала наших депутатов по телевидению. Они говорили так бессвязно, почти ничего не знали и только учились. Но это понятно. Зато сегодня — они уже везде были, все видели и очень быстро всему, что нужно научились. Их приятно смотреть и интересно слушать. Однако для полной европеизации эти господа, которые еще до сих пор не говорят на украинском языке, должны приходить с переводчиками — и это должно стать законом.
Но несмотря на это, перемены — очевидны. Киев — прекрасный город с отличными магазинами, ресторанами. Украинские продукты красиво упакованы. Реклама печатная и по ТВ — красивая и удачная. Люди одеваются со вкусом (когда я приехала, женщины выглядели порой вульгарно) — сейчас не отличишь иностранца от украинца.
Если подумать о том, что с приходом рыночных отношений население должно сделать поворот на 180 градусов — мы с этим справились фантастически.
Выпуск газеты №:
№102, (2004)Section
Панорама «Дня»