Как пристроиться к трубе
На следующей неделе в Туркменистан нанесет визит украинская делегация во главе с министром топлива и энергетики Иваном Плачковым. Все зависит от того, насколько готов наш министр к этим сложным переговорам (речь, безусловно, пойдет о погашении долгов) и оставил ли ему глава российского «Газпрома» Алексей Миллер, как всегда опередивший Украину в Ашгабате, какое-то поле для маневра...
Конечно, Плачкову уже оказал всю возможную помощь в его миссии Президент Украины Виктор Ющенко, в последнее время регуляно общающийся со своим коллегой Нурсултаном Назарбаевым. И, безусловно, без помощи нашего Президента украинской делегации будет не просто приобрести 10—12 млрд. куб. м природного газа, необходимого на второе полугодие. Ведь в этом году Туркменистан вообще не поставляет нам это топливо, поскольку отдает явное преимущество России.
Не исключено, что все-таки правительству придется рассматривать и утверждать дефицитный газовый баланс страны. На этой неделе правительственный комитет по вопросам развития реального сектора экономики сообщил, что намерен предложить Кабинету министров утвердить прогнозный баланс поступления-распределения природного газа на 2006 год с возможным дефицитом до 10,7 миллиардов кубометров. Уточним, что автором такого прогнозного баланса было как раз Минтопэнерго. Неужели министерство заранее разуверилось в своей миссии в Туркменистан?
Между тем, в последние дни политический класс вообще демонстрирует в газовом вопросе какую-то истерию. Чего стоит только заявление Юлии Тимошенко на эту тему, явно транслировавшее в украинский и европейский эфир «опасения» «Газпрома» в отношении наполнения наших подземных газохранилищ. Казалось бы, кому как не экс- и, возможно, будущему коалиционному премьер-министру знать, как нервно реагирует Европа на такие истерики. Но чего не скажешь, когда впереди снова маячит единственный в стране Кабинет из карельской березы.
Впрочем, газовая ситуация действительно сложная. И проблема далеко не в том, что Украине не хватит зимой этого топлива. При наличии финансовых ресурсов купить его будет совсем не сложно. Плохо лишь то, что перед покупателем на газовом базаре сейчас практически один продавец. Он раньше нас «смотался» в Ашгабат и, похоже, договорился. Туркмения намерена повысить ему цену на газ с $65 до $100 за тысячу кубометров, но его это, похоже, не страшит. Как и утверждение министра нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана Гурбанмурада Атаева о том, что в случае, если в течение ближайших полутора месяцев соответствующий контракт с «Газпромом» на поставку туркменского природного газа не будет заключен, то Туркменистан прекратит поставки газа. Думается, этот спор, как обычно бывает на восточном базаре, будет решен к обоюдному согласию. Существенно сложнее задача, стоящая перед Украиной. Тот же министр отметил: «Что касается поставок туркменского природного газа в Украину, то в настоящее время Украина не имеет собственных магистралей для его транспортировки из Туркменистана. Поэтому этот вопрос может быть решен после соответствующих согласований украинской стороны со странами транзита». Тут звучит явный совет не тратить времени попусту, а обращаться по всем газовым вопросам в Москву. Но там все решают отнюдь не энергетики, а политики. Именно поэтому Москва отказывается ратифицировать Энергетическую хартию, согласно которой она была бы обязана облегчить доступ другим экспортерам, в том числе и Туркменистану, к своей газовой трубе.
Чего же ждать в этих условиях Украине от визита своего министра в Туркменистан? Отвечая на этот вопрос, экс-министр топлива и энергетики и нынешний директор Института проблем экологии и энергосбережения Сергей Ермилов сказал «Дню»: «Хотелось бы надеяться, что у нас еще остались какие-то перспективы в Туркменистане. Если очень сильно постараться, то можно было бы все решить. Но если поведут дело так, как в прошлом году, то могут только усугубить. Со следующего года цена газа в Украине будет $300. Поэтому цена в $100, которая нас скорее всего ожидает в Туркменистане, безусловно, лучше. Нужно также понимать, что Туркменистану не выгодно иметь всего одного потребителя, который вьет из него веревки. Однако лично у главы нашей делегации перспектив мало, потому что он этого и сам не хочет. Для него на первом плане интересы «Росукрэнего». Он сделал все, чтобы эта компания в ее сегодняшнем виде состоялась».
Выпуск газеты №:
№100, (2006)Section
Панорама «Дня»