Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как учить будем

В школах страны — около трех тысяч вакансий
17 августа, 20:12
НОВОСЕЛКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА (ВЫШГОРОДСКИЙ РАЙОН КИЕВСКОЙ ОБЛАСТИ) В ЭТОМ ГОДУ ПОРАДУЕТ СВОИХ НЕМНОГОЧИСЛЕННЫХ УЧЕНИКОВ СПОНСОРСКИМ ПОДАРКОМ — НОВОЙ КЛАССНОЙ ДОСКОЙ / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО / «День»

Завтра, 19 августа, в Министерстве образования и науки на итоговой коллегии пойдет разговор об обеспечении равного доступа к качественному образованию в стране. Обсуждение традиционно продолжится на августовских конференциях педагогических работников, которые начнут свою работу уже в пятницу. В этих конференциях рекомендовано принять участие и депутатам разных уровней, и представителям органов исполнительной власти и самоуправления, опекунским советам, педагогической общественности.

Как учить будем в новом учебном году? Согласно рекомендациям МОН Украины для обсуждения на августовских конференциях, в дошкольном образовании приоритетными будут вопросы модернизации его содержания и ориентация на работу по развитию личности маленького гражданина Украины (идет речь о малышах пятилетнего возраста). Главным станет не подготовка к школе, а укрепление здоровья, развитие познавательной активности, трудоспособности, определенный объем компетенций, то есть реальная подготовка к новому этапу в жизни. В работе с первоклассниками особое внимание будет уделено адаптации их к новым условиям и определение индивидуального ритма обучения.

Новинкой сезона станут и недавно разработанные учебные типовые планы для учеников 5—12 классов 12-летней школы, которые определяют содержание обучения школьников. Отныне впервые в отечественной практике для изучения предметов предлагаются варианты программ, которых насчитывается более сорока. Однако несмотря на выбранные варианты обучения, все учащиеся общеобразовательных школ смогут иметь по два выходных, так как новые программы рассчитаны только на пятидневку. Под эти программы еще надлежит создать учебные планы, поэтому объявлен Всеукраинский конкурс учебных программ, а все проекты размещаются на сайте министерства (www.mon.gov.ua).

На сегодня обучающие компьютерные комплексы установлены примерно в каждой второй школе страны, а доступ к интернету имеют 20% городских школ и 8% сельских. Однако поработать за компьютерами в качестве учеников придется и учителям, которые еще не успели овладеть современной техникой. Проблема в том, что в большинстве школ компьютеры используются только на уроках информатики, а для преподавателей других предметов они еще не стали привычным средством обучения. А ведь уже разработаны программные средства обучения на украинском языке и уже идет речь о создании украинского образовательного портала. Также разработаны программные средства для поддержки изучения информатики, математики, физики, химии, биологии, географии, истории, английского языка, украинской и зарубежной литературы. Сейчас это программное обеспечение проходит апробацию, а также ведется работа по созданию дистанционных курсов.

Известно, что равенство доступа к качественному образованию обеспечивается, в первую очередь, уровнем квалификации учителя и состоянием материально-технической базы учебного заведения. Кроме того, качественное образование имеет и свою обратную сторону — оценивание. Эксперимент по внедрению модели внешнего тестирования достижений выпускников общеобразовательных школ будет продолжен, уже подготовлен проект постановления Кабинета Министров о создании национальной системы внешнего тестирования и мониторинга качества образования.

Директор департамента общего среднего и дошкольного образования Павел Полянский сказал «Дню», что в течение ближайших лет школьники смогут постигать премудрости только тех вещей, которые им пригодятся в жизни, что программы и учебники нужно «разгружать» от второстепенного материала. Павел Брониславович считает, что новая школа должна давать детям не готовые знания, а учить ребят добывать их самостоятельно, обучать применению полученных знаний на практике.

Пока же непосредственные потребители образовательных услуг, в частности родители учащихся государственных лицеев и гимназий считают, что их детей сильно перегружают и на уроках, и домашними заданиями. А те, чьи дети учатся в обычных школах, сетуют на снижение требовательности педагогов к уровню знаний их детей, обижаются на некачественную замену уроков. Все опрошенные «Днем» родители отмечают, что значительная часть учителей сейчас довольно равнодушно относится к своей работе — покупательная способность их зарплат ни к чему не обязывает. Кстати, одна молодая учительница оценила свой месячный заработок стоимостью одной пары туфель, а та, что постарше, призналась, что уже три года не может собрать средства на покупку зимнего пальто и в морозы вынуждена довольствоваться демисезонным. Впрочем, оказалось, что больнее всего педагогов ранит даже не столько сам уровень их заработка, сколько пренебрежительное отношение значительной части родителей к их работе, падение престижа учительского труда в обществе.

Сегодня педагогам министерство советует приложить больше усилий в их работе к воспитательной сфере. Однако реализовать это можно только в том случае, если учитель будет пользоваться достаточным авторитетом как у детей, так и у их родителей. Галина Кириченко, учитель географии с 25- летним педагогическим стажем киевской гимназии №154, сказала «Дню», что как ни парадоксально, однако моральные и духовные ценности в целом среди учащихся за последнее десятилетие далеко не обесценились, просто больше стал разрыв между теми, для кого они вошли в жизнь неотъемлемыми правилами, и теми, для кого они мало что значат. «Проблема в том, — говорит Галина Осиповна, — что большинство родителей сейчас очень много работает и на первое место ставят материальное обеспечение семьи, так что на общение с детьми у них совсем не остается времени. Школе сейчас приходится компенсировать этот недостаток общения, а также усиливать работу по воспитанию демократически ориентированной, ответственной, моральной и самодостаточной личности».

Достаточно ли у украинских педагогов сил, чтобы сегодня качественно учить? В школах страны сейчас около трех тысяч учительских вакансий, особенно не хватает преподавателей иностранных языков, физики, математики и трудового обучения. Среди учителей почти нет мужчин... Школам нужны хорошие руководители, но и тут привлечь особенно нечем, так как зарплата директора школы почти не отличается от учительской, чего нельзя сказать об уровне ответственности руководителя учебного заведения...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать