Как заработать на кашу и реформу
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20021128/4219-1-1_0.jpg)
Анализ правительственного варианта бюджета Вооруженных сил на следующий год показывает, что на условно гарантированное финансирование (по общему фонду) армия может рассчитывать только по тем статьям, без которых жизнедеятельность ее личного состава была бы невозможной (продовольствие, зарплаты и т. д.). Что касается реформ, то львиная часть всех проектов проходят в бюджете по специальному фонду, наполнение которого зависит от того, как военные сумеют продавать ненужное имущество и работать в подсобных хозяйствах частей. Высшее командование ВСУ утверждает, что спецфонд выполняется далеко не в полном объеме. А группа журналистов, которым пресс-служба Министерства обороны организовала показательный визит в одну из частей ПВО, была удивлена: даже такой подход к демонстрации жизни военных не прикрывает ряда серьезных проблем.
БЮДЖЕТНЫЙ УСТАВ
Последняя отчетная коллегия Министерства обороны Украины обрадовала сквозь слезы. Нашим военным была поставлена достаточно необычная задача: «не причинять вреда гражданскому населению». Знакомым с реалиями армейской жизни и проектом бюджета на следующий год подобные установки странными отнюдь не кажутся. Документ, к слову, в ближайшее время может быть изменен до неузнаваемости. Есть основания полагать, что финансирование Вооруженных Сил и их реформирование окажутся не такими приоритетными для государства, как программа реформирования угольной отрасли или, примером, автоматизация работы налоговой службы. А потому, напомним, что первоначальный вариант государственной сметы в исполнении Кабинета Кинаха всерьез обеспокоил военных.
В проекте бюджета-03 расходы для Министерства обороны были предусмотрены в объеме 3,93 млрд. грн. По сравнению с 2002-м общий фонд вырос на 15,3% (без учета инфляции) и составил 2,945 млрд. грн. Четыре миллиарда гривень в год — деньги для четырехсоттысячного украинского войска, очевидно, не большие. Особенно если вспомнить, что в соседней Польше из расчета на одного военнослужащего выделяют более ста тысяч гривень в год. И учесть, что около 1 млрд. грн. нашей армии предложено заработать, как сказал министр обороны Владимир Шкидченко, самостоятельно (за счет продажи военного имущества) — по специальному фонду. Но не зря представители бюджетного комитета Верховной Рады считают, что бес прячется в деталях. О них, собственно, и речь...
Выполняя Указ Президента о ежемесячной выплате стопроцентной надбавки военным, фонд заработной платы увеличили на 390 млн. грн. (до 1,99 млрд.) Ровно настолько же вырос общий фонд бюджета армии. Что, соответственно, указывает: других особых улучшений условий жизни военных можно не ожидать. А вот сами украинские офицеры ожидают... кардинального сокращения «отставного пособия» с 1 января 2003 года. Кстати, тогда же и должен вступить в силу упомянутый президентский Указ. Озабочены настолько, что, по словам первого заместителя парламентского комитета по обороне Бориса Андресюка, 2 000 офицеров подали рапорта об отставке. Не хотят они защищать государство, которое во время службы — платит мало, а по выслуге — совсем гроши. Ситуация, к слову, делает нереальным набор в армию военнослужащих по контракту, как-то предусматривают планы перевода Вооруженных сил на профессиональную основу.
Тыловое обеспечение. В 2001 году было 400 млн. грн., в 2002-м обещали 458 млн. грн. — не дали. В следующем сулят 416 млн. и говорят, что это составит 10,6% от общего объема расходов армии. Составит, если только 51 млн. военные заработают в специальный фонд. Догадайтесь с трех раз: сколько «проедает» в день четырехсоттысячное воинство? Говорят — один миллион. Как в таком случае быть с обмундированием? Информированные источники утверждают, что форму многие военные покупают и шьют самостоятельно, даже рядовые... В советские времена форму солдатам оставляли на память. Теперь — главное для новобранца «застолбить» нужный размер. «Дедовский» камуфляж, конечно, можно ушить. А как быть с сапогами? Марш-бросок на 40 км с меньшим размером чреват осложнениями. А на медицинское обслуживание личного состава ВСУ хотят выделить 144,5 млн. грн. (из них 23,4 млн. — по спецфонду) — увеличили, как написано в бюджете, «согласно прогнозу поступлений от хозяйственной деятельности соответствующих учреждений» на 17,4 млн. грн.
Транспортные расходы сравнимы с прошлогодними. Тогда их как раз хватило на три месяца. При таком раскладе у Минобороны вряд ли выйдет провести запланированное расформирование сокращаемых частей (не на что вывозить технику, имущество и боеприпасы). Не говоря уже о расходах на выполнение учебного плана по боевой подготовке. Этим могут похвастать разве что сухопутные войска. А войне на суше, как известно, сегодня отдают предпочтение только в Африке и джунглях Латинской Америки.
Отдельная тема — пятидесятитысячная очередь желающих получить от государства квартиры. И тут творцы бюджета постарались: целых 15 млн. выделили на выполнение комплексной программы строительства жилья для военнослужащих и членов их семей. Из них десять — по специальному фонду. В Украине — как на войне — аж 261 миллион 705 тысяч гривен предусмотрено на «содержание, эксплуатацию, обслуживание казарменно-жилищного фонда». Если вчитаться — 259 миллионов 5 тысяч пойдет на оплату коммунальных услуг и энергоносителей.
ИГРА НА МИЗЕРЕ
Теперь о главном. О перспективе выполнения государственной программы реформирования и развития Вооруженных сил. На ее реализацию в следующем году хотят выделить около 431,6 млн. грн. Это почти на 177 млн. грн. или на 69,5% больше, чем в этом году. Идеи программы известны всем: поэтапное сокращение численности ВСУ, их переоснащение, переход на контрактную основу... Словом, все для того, чтобы создать армию европейского образца, достойную вступления в НАТО. Экс- министр обороны Александр Кузьмук даже утверждал, что «все законы и программы для этого уже есть». Нет, пожалуй, самого важного — бюджетных денег и воли военной бюрократии. О втором «День» писал неоднократно. Ощутимых подвижек пока мало: по словам Президента, Украина по-прежнему содержит тысячи «карманных» частей.
Касательно первого, В. Шкидченко указывал, что реформирование одной военной части обходится в два-три раза дороже, чем ее содержание. Проблема, главным образом, сводится к следующему: что делать с военной техникой и чем платить уволенным военным? И тем более удивляет, что 371,6 млн. грн. на реформирование проходит по спецфонду. Да, возможно, армия и вооружена таким образом «палочкой-выручалочкой» (если что, то устранить сложности с выполнением «бюджетного правила» — накормить и обуть военных — через спецфонд будет проще). Однако стоит ли ожидать, в таком случае, что ответственные за наполнение спецфонда начнут «урезать» должности своих сотоварищей-генералов? Очевидно, что не стоит. Тем более, что содержать отдельные части, как мы поняли, выгоднее, чем сокращать.
Есть у этой медали и обратная сторона. Состоянием военной техники наших Вооруженных сил (в странах НАТО принято говорить о боеготовности) потенциального противника можно обрадовать. В следующем году на «закупку вооружений и военной техники» бюджетом предусмотрено 79 млн. грн. В пересчете на «шестисотые» Мерседесы — 79 автомобилей, если конвертировать в современные танки — пожалуй, в добрый десяток раз меньше или один не самый лучший самолет. Правда, 44 млн. предусмотрено на «возобновление боеготовности» существующей техники. Несколько скрасит армейские будни освобождение военных частей от уплаты земельного налога и налога с транспортных средств и самоходных машин. Но лишь в том случае, если будут приняты соответственные изменения в соответственные законы.
Министр обороны Владимир Шкидченко с парламентской трибуны заявил, что мало-мальски европейской наша армия будет лет через семь. Будет ли это армия или это будет то, что от нее останется, — во многом зависит от финансирования. Есть другие интересные бюджетные особенности — 20,3 млн. грн. из общего фонда предложено направить на создание и развитие командных пунктов и автоматизированных систем управления, 15 млн. — на прикладные разработки в сфере военных технологий. Ну а 2,4 млн. грн. из общего фонда — на «строительство и капитальный ремонт военных объектов» — деньги поистине ошеломляющие.
ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОДТВЕРЖДАЕТ ПРАВИЛО
Позавчера небольшая группа столичных журналистов имела возможность посетить военную часть ПВО—А1867 — в Фастове. Там, при помощи одной столовой (эксплуатируемой этим и тремя другими полками гарнизона), одной свежевыкрашенной бани (на содержании ракетно-артиллерийского полка — соседа полка ПВО), музейно выстроенной техники обнаружения противника в воздухе (в этом году два раза выезжала на учения; аккумуляторы и горючее к технике, как стало известно «Дню», надежно хранятся в ангарах) и других образцово-показательных вещей, журналистов убеждали, что в украинской армии не все так запущенно, как мы пишем. Отчасти так и есть. Безупречный порядок в казармах, их прекрасное состояние, добрые отношения «дедов» и «духов» (гимнастерки и тех и других были застегнуты «под китайского коммуниста»), порядок обслуживания в столовой (новобранцы отдельно от старших по выслуге солдат), библиотека с крупной цветной фотографией Верховного главнокомандующего, спокойная реакция сержанта на реплику, изучающего АК-74, «молодого» («прокладка ствольной коробки»)...
Командир части, полковник Виктор Воробьев, пояснил, что с «дедовщиной» справиться удалось. «Конечно, из ряда вон выходящие случаи есть: жизнь есть жизнь. Но в целом...» Кстати, побороли «дедовщину» достаточно эффективным способом — при помощи института гражданского контроля родителей, председателю которого разрешено тайно беседовать с пострадавшими и сообщать об этом старшим офицерам. Что касается боеспособности — в мирное время функции полка главным образом сводятся к подготовке солдат по специальностям планшетистов, радиотелеграфистов, водителей и т. д. с последующим переводом в другие воинские части.
И, тем не менее, большинства изложенных выше проблем эта часть также не избежала. Контрактники идут на службу неохотно («главным образом — жительницы Фастова»). Офицеры ищут более престижное занятие (В. Воробьев с горечью профессионала признался, что если с зарплатами ничего не изменится, то учить молодежь в скором времени будет некому). Квартиры — «наболевшая мозоль» (очередь в двести человек, а инвестора, желающего помочь Минобороне со строительством, в Фастове найти сложно: «квартиры не в ходу»). Проблемы с провизией удается решать на «приусадебном хозяйстве» и благодаря «союзническим» отношениям с администрацией Фастова... Выполнение конкретных заданий для этой части (обнаружение самолетов противника в полевых условиях) — удел военного времени. Будем надеяться, что это время Украине не грозит.
Выпуск газеты №:
№219, (2002)Section
Панорама «Дня»