Перейти к основному содержанию

«Кандидаты в президенты должны иметь справки от психиатра»

Руководитель больницы имени Павлова о депрессивном обществе, правах пациентов и самоубийствах
08 октября, 20:24

Слово «реформирование», которое вот уже 13 лет неизменно звучит при упоминании отечественного здравоохранения, в случае с психиатрией приобретает особый вес и колорит. О том, что перемен здесь заждались, свидетельствует многое: в первую очередь, психиатрией продолжают злоупотреблять. Ежегодно в Ассоциацию психиатров Украины поступают обращения, в которых описываются факты постановки ложных диагнозов, игнорирования интересов психически больных. Кроме того, эксперты неоднократно подчеркивали, что Украине необходимо отказаться от тотальной госпитализации и существенно сократить коечный фонд психиатрических больниц. Это позволит сэкономить деньги и избежать излишней изоляции больных.

День психического здоровья, который отмечается завтра, — повод для разговора о проблемах психиатрии и психическом здоровье украинцев с главным врачом Киевской городской клинической психоневрологической больницы №1 (им. Павлова) Романом НИКИФОРУКОМ.

— Некоторые ученые считают, что в последнее время украинское общество стало более невротизированным, возросли показатели патологической депрессии. Замечаете ли это вы, работая в главной психиатрической больнице страны?

— Причины психических заболеваний могут быть абсолютно разными: это и генетические факторы, и травмы, и даже пища. Ведь когда она слишком насыщена жирами, то может вызывать склероз сосудов головного мозга.

Вспомним: в 90-е годы заболеваемость психическими расстройствами возросла. К тому же, по некоторым нашими данным, вдвое вырос и алкоголизм, наркомания — в 3 раза. Приблизительно на 20% чаще стали встречаться так называемые пограничные состояния (легкие психические расстройства без психоза). В то же время после 2000 года ситуация начала стабилизироваться. Заметьте, именно тогда и появились первые признаки экономического роста.

— То есть вы в последнее время наблюдаете существенное улучшение ситуации в плане психической заболеваемости?

— Не совсем так. Например, невротическая депрессия имеет тенденцию к росту. Но она сейчас становится более распространенной во всем мире, поэтому говорить о каких- то украинских специфических причинах было бы некорректно. К тому же, депрессии переживает в тот или иной период каждый человек — они могут быть связаны с временем года, социальными факторами.

— Влияют ли теракты на психологическое и психическое здоровье украинцев?

— Конечно. То, чего террористы хотят добиться (страхов, паники), им удается. Из-за них общество становится более невротизированным, люди начинают больше бояться за свою жизнь. В то же время, если увеличивается тревожность, возрастает и неуверенность в себе. А вместе с этим уменьшается эффективность труда. Но то, что делают террористы, может активно влиять только на тех, кто имеет склонность к неврозам, фобиям. Говорить, что угроза терроризма существенно «корректирует» динамику психических заболеваний в Украине, — неверно.

— Влияет ли низкое качество подготовки психотерапевтов и их дефицит на распространение психических заболеваний?

— Проблема заключается в том, что у нас до сих пор считается: обращаться к психологу или психиатру — стыдно. Возможно, это остаточное явление того советского дискриминационного отношения к душевнобольным. Так или иначе, но в Украине медицинскую психотерапию, к сожалению, заменяет бытовая — когда сестра, брат, соседка, сидя на кухне, советуют, что делать. А понимания того, что рано или поздно психологическая или психотерапевтическая помощь понадобится каждому из нас, пока что нет.

— Чем наша система оказания психиатрической помощи отличается от западной?

— На Западе произошли радикальные реформы психиатрии. У нас же условия содержания пациентов — как в нашей больнице, так и в других больницах страны (особенно, находящихся на периферии), — нередко схожи с советскими. В одной палате может находиться 10—15 больных. По нормативам на одного пациента должно быть 7,3 метра площади, у нас часто — 3— 4 метра. Один туалет на все отделение. Иногда случается, что отсутствует вода, поскольку канализационные системы выходят из строя. То есть условия, в которых находятся психически больные, в некоторых психиатрических больницах можно уверенно сравнить с тюремными. К тому же, на Западе пациентам дают современные медикаменты, не вызывающие побочных эффектов. В нашей больнице, например, новые лекарства составляют всего лишь около 30% от всех. А лекарства старого поколения — не секрет — могут вызывать расстройства периферической нервной системы, слюнных желез, мускульной системы, кишечника, печени и т. д.

Правда, в последнее время ситуация несколько улучшается. Скажем, на днях открывается так называемый кризисный стационар, где в палатах будет не более 2-3 пациентов. Есть у нас комиссия по вопросам защиты прав пациентов. Очень важно, чтобы не было нарушений в процедуре их приема и выписки. Мы даже в ближайшее время планируем повесить плакат: «Долгосрочное пребывание в больнице вредит вашему здоровью». Это действительно так. Ведь развивается «фактор госпитализма», из-за изоляции люди становятся более замкнутыми, у них разрываются социальные связи. То есть лечение должно быть быстрым и эффективным.

— Как известно, в контексте реформ здравоохранения в целом и психиатрии в частности говорилось о существенном сокращении коечного фонда...

— Если в 1991 году у нас было 2500 коек, то сейчас имеется 1675. В будущем планируем сократить фонд до 1600 коек. Сейчас у нас работает только 1300 — остальные, условно говоря, на ремонте, потому что средств на их реставрацию у нас нет. Лечим пациентов комплексно, с участием психологов, психотерапевтов, психиатров, трудотерапевтов, социальных работников, медсестер и т. д.

Хочу отметить, что вместе с сокращением коечного фонда, необходимо создавать социальную инфраструктуру для психически больных. В Киеве, например, не хватает интернатов, уютных общежитий. Последние нужны, поскольку ряд пациентов утратили социальные связи и жилье. К тому же, крайне необходимы так называемые промежуточные дома, где пациент учится общаться, покупать еду, стирать и тому подобное.

— Как, на ваш взгляд, общество относится к психически больным?

— Стигма над психиатрией еще «висит». При том, что, по статистическим данным, преступников среди здоровых людей намного больше, чем среди психически больных. Сегодня нам необходимо всеми силами повышать уровень доверия к психиатрии. Эффективный шаг — выведение психиатрии из психиатрической больницы, то есть создание отделений при обычных больницах. Правда, в данном случае существуют свои риски — например, в Бельгии, сделав это, хвалились, что у них за год зафиксировано только 8 суицидов. В то же время у нас два случая уже вызывают тревогу.

— Кстати, о самоубийствах. В свое время говорили, что Украине необходим закон о предупреждении суицидальной активности — поскольку, якобы, так много людей у нас постоянно хотят добровольно уйти из жизни. Изменилась ли ситуация к лучшему?

— Опять же, в начале 90-х суицидальная активность по сравнению с 80-ми возросла на 50%. Снижаться она начала в начале этого века. А до этого шел рост самоубийств, особенно в армии, а также в крупных промышленных центрах, где позакрывались заводы и люди остались без денег, а также в селах, где люди нередко спивались.

Сегодня нужно принимать не «профильные» законы, а обеспечивать социальную и экономическую стабильность, что делается в наше время. Правда, бывают и другие причины самоубийств: в чрезмерно благополучных странах.

— Нужны ли, на ваш взгляд, справки из психиатрической больницы при трудоустройстве?

— Есть профессии, которые требуют стопроцентного психического здоровья. Например, представьте себе, чтобы без справки брали в летчики или водители. В Украине во многих случаях не нужна справка психиатра при приеме на работу. А мне кажется, что руководителей нельзя назначать без наличия у них справки о детальном психиатрическом и психическом обследовании. Почему когда руководишь одним механизмом — тебя проверяют, а сотнями и тысячами людей — нет? Кандидаты в президенты и депутаты должны проверяться в первую очередь. Притом результаты должны обнародоваться, а проводить обследование лучше специалистам из других стран. Наблюдая за выступлениями отдельных нынешних кандидатов, у меня, как у психиатра, возникают определенные мысли. Кстати, некоторые кандидаты в депутаты на парламентских выборах вообще были нашими пациентами, но они на это имеют право.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать