Перейти к основному содержанию

Хата — «пять звезд»

Сельский туризм в Украине предлагает...
09 июня, 00:00
 

Целый год терзающая наших сограждан мысль об долгожданном отпуске (ГДЕ???), зачастую летом превращается в банальное решение — «лучше отосплюсь дома». При месячной зарплате среднего украинца 200–300 грн. (с регулярными задержками), довольно сложно выложить в 2–3 раза большую сумму за путевку в какой-нибудь санаторий Крыма или Карпат. Про отпуск заграницей при ценах от $300, разумеется, речь вообще не идет.

Вот тут на помощь жаждущим отдохнуть приходят изобретательные сограждане. В таких выгодно расположенных районах, как побережья Черного или Азовского моря, прием, размещение и содержание отдыхающих уже давно является довольно хорошо налаженным видом малого частного «бизнеса». По сравнению с курортными расценками, цены от 5 до 20 грн. за комнату в сутки, не столь больно бьют по и без того невесомому карману так называемого «среднего» украинца.

В последнее время этот довольно «дикий» вид отдыха в Украине приобретает цивилизованные черты. Теперь уже не только жители морских регионов, но и владельцы «усадьб», расположенных в не столь привлекательных, на первый взгляд, местах, также пытаются привлечь туристов и отдыхающих к себе. Этот вид туризма очень распространен в мире, и имеет названия «сельский», «зеленый», «мягкий», или экотуризм. Недавно Союз содействия развитию сельского туризма в Украине издал каталог «Отдыхайте в украинском селе» , где собраны координаты многих желающих сдать комнаты туристам. Всего в базе Союза адреса около 700 сельских бизнесменов. Как отметил «Дню» глава правления Союза Владимир Васильев: «Если в прошлом туристов устраивали хоть какие-то минимальные бытовые условия, то сейчас требования возросли. Но предложения стараются успеть за спросом. И надо отметить, что спектр услуг, предлагаемых туристам, уже достаточно широк. Это и обставленные комнаты, ванна, сауна плюс такие маленькие радости быта, как стиральные машины, телефон, телевизор и т. д. К тому же, многие хозяева в селах имеют свои огороды, скот, пасеки и, соответственно, могут предложить проживающим у них самые свежие продукты — прямо с грядки».

Несколько лет принимающая у себя туристов Наталья Кульчицкая из с. Татарив на Ивано-Франковщине , председатель местной ячейки зеленого туризма, рассказала, что хозяева стараются познакомить отдыхающих со всеми прелестями сельского быта и общения с природой — предоставляют проводников для походов в горы, организовывают пикники, рыбалку, верховые прогулки, лечение травами. Некоторые, в ожидании, видимо, иностранного туриста, рекламируют знания 3–4 европейских языков. Встречаются также и совсем изысканные развлечения, как, например, фортепианные сочинения Баха, Листа, Шопена. Цены на подобный отдых колеблются от 6–10 грн. в сутки за проживание до 30–35 грн. за проживание и трехразовое питание.

Развитию сельского туризма, кроме сравнительно низких цен за полноценный отдых, наверняка, может способствовать и то, что в большинстве украинских регионов есть множество различных памятников археологии и истории, не говоря уже о своеобразных природных заповедниках, которых в нашей стране пятнадцать. Есть даже памятники мирового уровня, такие, как городища трипольской культуры, скифские и казачьи курганы и т. д. Однако, большинство местного населения, скорее всего, и не подозревает о культурных сокровищах, которые находятся фактически рядом с ними. Поэтому развитие такой оригинальной сферы туризма, как зеленый, могло бы пробудить интерес местных жителей к истории своего края, что помогло бы не только их духовному обогащению, но и наверняка было бы на пользу самим историческим ценностям — в смысле их охраны, реставрации, изучения и т. д. Способствовало бы развитие сельского туризма и оживлению сельских музеев и краеведческих кружков, которые пока медленно, но верно умирают. Приток капитала в деревню, создание рабочих мест в туристическом бизнесе, мог бы также если не остановить, то замедлить процесс миграции молодежи в города, которая из села бежит прежде всего от безысходности и безделья. А также значительно освежить товарно-денежные отношения в регионе, без которых наши села задыхаются в бесперспективности натуральных обменов. По мнению экспертов, именно привлечение туристов и отдыхающих в сельские местности Украины может способствовать поднятию авторитета и популярности Украины в Европе и мире. И не только как страны, обладающей хорошо отлаженной инфраструктурой недорогого «патриархального» туристического бизнеса. Но и в качестве страны, обладающей не менее уникальными, чем, скажем, пирамиды Египта или остатки шумерских городов, памятниками мировой культуры. К тому же, наш климат выгодно отличается от климата многих стран мира.

Однако не так все просто, и одного желания предприимчивого населения развивать зеленый туризм недостаточно. Во-первых, существуют «белые пятна» в законодательстве, без «закрашивания» которых сельским жителям просто никто не даст спокойно заниматься туристическим бизнесом. Как отметил В. Васильев , «у нас нет такого законодательного акта, который бы регулировал механизм функционирования системы зеленого туризма. Существуют нормативные акты, регламентирующие ведение курортного и гостиничного бизнеса, но они неприменимы к сельскому туризму. Ведь если на хозяина «повесить» всю структуру органов обеспечения: пожарных, врачей, инспекторов безопасности, то бизнес мгновенно «задохнется». В этой связи мы предложили проект закона, по которому те предприниматели, которые сдают до 8 коек, будут освобождаться от налогов. Мне кажется, это было бы очень выгодно». Во- вторых, вопрос в том, готов ли обычный украинский сельский обыватель принять и разместить посетителей на европейском уровне? Ведь до сих пор большими проблемами на селе являются такие привычные горожанину блага, как наличие газа, канализации, горячей воды и т. д. Многие села имеют проблемы с дорогами и транспортом. К тому же, в сельской местности, зачастую отсутствуют многие необходимые для нормального развития туризма структуры сферы обслуживания — магазины, дискотеки, рестораны и т. д.

Проще говоря, пока что развитие зеленого туризма в Украине держится исключительно на сельских энтузиастах, уставших от безработицы и безденежья. Государство не торопится с предоставлением кредитов, которые бы очень помогли предприимчивым сельским жителям. Кроме того, у селян возникают трудности с рекламой своей деятельности. «Если в границах области еще есть какие-то возможности заявить о своем деле, то в масштабе государства сделать это очень трудно», — отметила Н. Кульчицкая.

Одна из самых простых истин рыночной экономики гласит, что не вложив деньги, никогда не получишь прибыли. Похоже, это понимают не только экономисты, но и простые жители украинской глубинки, которые хотят вкладывать деньги и получать прибыль. Проблема только в том, что вкладывать у них зачастую нечего, кроме своей энергии, желания работать, зарабатывать и достойно жить, что, если разобраться, тоже немало.

КОММЕНТАРИЙ

Андрей КОЛЕСНИК, заместитель директора координационного бюро программ ТАСIS:

— Для иностранцев очень интересен народный украинский колорит, ведь Украина по части природных и культурных ресурсов выгодно отличается от многих стран мира. Наша организация предоставляет помощь в развитии туризма в Украине: проводит консультации для правительства и просто граждан, которые хотят заниматься туристическим бизнесом, создает информационные центры.

Одной из проблем «зеленого» туризма была и есть реклама. Поэтому в рамках поддержки программ туризма мы издали рекламную продукцию, которая должна привлекать отдыхающих. Сельский туризм можетрешить такую проблему, как создание новых рабочих мест именно в тех регионах, где действительно довольно большой процент безработных. К тому же спрос рождает предложение. Например, если к кому-то будут приезжать туристы, то, возможно, кто-то из жителей села решит открыть магазин или кафе, что тоже создаст дополнительные рабочие места. Среди проблем можно выделить основную — отсутствие начального капитала и механизма кредитования. Несмотря на поддержку этой отрасли, в том числе и финансовою, TACIS не может поднять с нуля такую отрасль, как сельский туризм, мы можем только дать толчок, а развитие будет зависеть от государственной политики по отношению к «зеленому» туризму.

Анатолий КТИТАРЕВ, заместитель начальника управления организации туризма департамента туризма и курортов Государственного комитета молодежной политика спорта и туризма:

— Развитие сельского или «зеленого» туризма — это очень важный вопрос. Например, в странах Европы ему уделяется очень много внимания и создаются выгодные условия для его развития. В настоящее время по инициативе Ассоциации «зеленого» туризма внесены изменения в программу развития туризма до 2010 года. В бюджете предусматриваются определенные средства на развитие этой отрасли.

Мы считаем, что должны вкладывать максимум усилий и средств в развитие «зеленого» туризма. Так, в мае наш комитет, совместно с Министерством аграрной политики и Ассоциацией развития сельского туризма, проводили семинар с участием иностранных представителей и выпустили каталог, который рекламирует сельский туризм. Ведь главной проблемой в развитии «зеленого» туризма является проблема рекламирования возможностей частного сектора. Предложения, которые вносились на семинаре и до него, учтены и учитываются в государственной программе. Это отдельный блок, который будет заслушан в парламенте на специальных слушаниях. Вопрос развития сельского туризма постоянно находится на контроле государственных структур, но ему не всегда удается уделять внимание и поддержку в связи со сложным экономическим положением. К тому же, мы внесли предложение в закон, который готовится Министерством аграрной политики, чтобы создать льготное налогообложение для людей, занимающихся организацией «зеленого» туризма.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать