Перейти к основному содержанию

Киев, который мы теряем

Архитекторы обвиняют городскую власть в плохом вкусе, коррупции, нарушении закона и отказываются ей подчиняться
17 августа, 18:57

В архитектурном деле, особенностях реставрационных работ и нюансах сохранения исторических памятников разбирается очень небольшое число людей. Все остальные, практически неосознанно, «потребляют» то, что им предлагают и таким, каким предлагают. Но и новейшая архитектура, которой увлеклось нынче руководство Главного управления охраны культурного наследства КГГА — путь к плохому вкусу, предостерегают ведущие архитекторы Киевского городского союза Национального союза архитекторов Украины (КОНСАУ). Они резко выступили против «воссоздания» под патронатом Главного управления исторической среды Киева.

При этом их терпение лопается: во-первых, КОНСАУ уже приняло решение временно прекратить согласование осуществления работ с Главным управлением охраны культурного наследия КГГА (с условием согласования проектов с Государственной службой по национальному наследию Украины); во-вторых, архитекторы обращаются к руководству Главного управления градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды КГГА по поводу ограничения требований к заказчикам и проектировщикам согласованием проектов с Государственной службой по национальному наследию Украины до того времени, пока «Главное управление культурного наследия КГГА не будет работать в соответствии с действующим законодательством Украины»; а в-третьих, угрожают вообще покинуть Киев — «это мещанский город, по которому стыдно ходить» — и поехать отстраивать Днепропетровск, Донецк, Харьков или Одессу — туда, куда уже давно приглашают, а они отказываются ехать, надеясь на диалог с киевской властью.

— Уже 17 месяцев Главное управление охраны культурного наследия КГГА игнорирует наши требования прекратить уничтожать культурное наследие Киева и отказывается встречаться с нами, — рассказал президент КОНСАУ, архитектор- практик Вадим Жежерин. — Вопреки требованиям действующего закона, списки охраняемых объектов управление до сих пор не предало огласке, они ежедневно редактируются. Деятельность же этой структуры все еще базируется на силовом навязывании заказчикам противоправных, платных условий по проектированию, которые являются проверенным инструментом силового навязывания проектных решений, базой для реализации многочисленных коррупционных схем... Посмотрите, что они сделали с городом: нашу архитектуру хотят превратить в китч позавчерашнего дня — все это ломает представление об архитектуре как о продукте современного существования общества. На фоне тотальной памятникоохранной бездеятельности этого управления, продолжаются безответственные и абсурдные предложения «воссоздания» бывших объектов конца ХIХ — начала ХХ века, несовместимых с современной градостроительной ситуацией Киева (деревянный павильон «Голгофа» и водонапорную башню на Владимирской горке). По стратегии начальника управления Руслана Кухаренко, они должны воссоздавать иллюзию несуществующей памятникоохранной и реставрационной деятельности, отвлекать руководство города, государства и все украинское общество от тотальной утраты подлинных объектов культурного наследия и исторической среды в целом. В частности, от строительства печально известных башне-шпилевых новостроек «а-ля вроде бы ХIХ век», которые фактически уже уничтожили аутентичность и масштаб Государственного историко-культурного заповедника «Древний Киев» и добивают аутентичную историческую среду в целом.

Собственно, больше всего и допекает зодчим Киева этот горе-историзм, который, по их словам, киевская власть и пытается нынче навязать городу.

Попросту говоря, это когда на памятнике архитектуры что- то достраивается, когда меняются детали, что-то добавляется или убавляется — по вкусу проектировщика или заказчика. А в КОНСАУ отмечают, что по всем международным нормам историзм в застройке исторических мест недопустим.

— Историзм — это псевдоисторические реминисценции, которые применяют на современных строениях, — объяснила кандидат архитектуры, архитектор-практик, лауреат Государственной премии Украины и вице-президент КОНСАУ Елена Олейник. — Как фасадизм, так и историзм — это негативные явления. Что касается реального исторического лица Киева, то оно не имеет никакого отношения к этим зданиям в стиле историзма — фальшивым переделкам несуществующих памятников культуры. Реальное лицо — это динамичная составляющая из разновременных домов, нуждающаяся в постоянном мониторинге, постоянных градостроительных программ. Это — историческая культура, живая динамичная культура.

Очень резко по отношению к современной градостроительной политике выступила и доктор архитектуры Лариса Скорик: происходящее нынче в современной архитектуре она называет субкультурой, более того — субархитектурой. По мнению пани Скорик, в Киеве не осталось ни одного исторического дома, «который бы не был тем или иным образом обезображен или надстроен, или достроен, или в нем изменены окна, или определенные детали, или что-то срублено, или добавлено». Даже, казалось бы, удачный (как для непрофессионала), реставрационный проект памятника архитектуры начала ХХ века — Дома с химерами — тоже грубая работа, считает Лариса Скорик.

— Так называемая реставрация этого дома состоялась с грубыми нарушениями проекта автора Владислава Городецкого. По существу, дом потерял свою аутентичность: обезображенными являются задние боковые фасады дома — они абсолютно не такие, какими их задумал Городецкий. Вместо реставрации вышла новостройка — полукитч, полуколлаж, — заявила она «Дню».

Также архитекторов Киева беспокоит то, что управление берет на учет как памятники архитектуры те сооружения, которые таковыми не являются, вместо этого уничтожая настоящие памятки. Архитектор- реставратор Виталий Отченашко привел пример, как он несколько лет назад обнаружил на Подоле два дома середины ХVIII века (один принадлежал когда-то сапожнику, другой — вийту). Со временем их объединили, сделали надстройку, а потом вообще снесли — выкопали даже фундамент. И это — на территории заповедника, отмечает заслуженный архитектор Украины.

Догадки архитекторов, почему так делается — и заказной «историзм», и уничтожение памятников в центре Киева — никого не удивляют: «это можно объяснить заинтересованностью власти», «где большие стройки — там большие кражи», говорят они. Власть же Киева традиционно отмалчивается, не пускает архитекторов на порог, не отвечает на телефонные звонки, или, как в данном случае, присылает отписки такого типа: «воссоздание павильона «Голгофа» и водонапорной башни на Владимирской горке не являются «абсурдными», системными, поскольку относятся к объектам, разрушенным во времена тоталитаризма, Голодомора и политических репрессий.... Проведение реставрационных работ на Владимирской горке — одно из неотложных заданий, стоящих перед нашими современниками».

Словом, как говорят в народе — «то — к лесу, то — к бесу». Архитекторы — о вечном, власть — о «задании перед нашими современниками». Как будут разворачиваться события между сторонами, которые не слышат друг друга — трудно спрогнозировать (как и то, что будет происходить с архитектурой Киева). Но даже в такой кризисной ситуации зодчие Киева верят: если все это остановить, мы Киева не потеряем. Надежды же на помощь возлагают на интеллигенцию — как киевскую, так и украинскую.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать