Перейти к основному содержанию

«Киллеры» деревьев целились в личность

Украинский Диоген не «вписался» в обычный стереотип
25 мая, 00:00

 

Из урочища Сильвестров, за селом Большой Карабчиев, что на Хмельнитчине — весьма досадная, ошарашивающая, абсолютно неожиданная новость: кто-то срезал ясень, на котором построил себе дом Николай Сас.

Учитель Алексей Трачук, который в свое время давал Николаю уроки музыки и пения, а потом показал к нему тропинку газетчикам и телевизионщикам, убит горем: «Мне туда идти, как к родному пепелищу. А самого Николая после того разгрома уже не довелось встретить. Говорят, что после того его никто не встречал. Ни здесь, в лесу, ни у мамы в селе Завадовка. Не знаю, появится ли когда-нибудь среди людей. Это же нужно было кому-то так сильно надругаться над его обителью!»

На краю леса — высокие, больше метра, пеньки. Вот этот, от ясеня, на котором дом Николая «стоял». Здесь же, рядом, и ствол — упал верхушкой вместе с домиком в пропасть. «Вон там, видите, развалины дома Николая. Ага, далеко. Ясень за лет шестьдесят или семьдесят вырос высокий. Тот же дом «стоял» на высоте метров двадцать пять от земли. А вон и та веревка, по которой он «шел» из своего дома», — говорит 60-летний Алексей Трачук.

Вокруг еще шесть высоких пеньков. А.Трачук пытается воспроизвести жуткие подробности надругательства: «Когда эта нечистая сила срезала бензопилой дерево, то оно стояло, не падало. Словно не могло умереть вместе с домиком Николая. А почему? Потому что Николай сделал шесть растяжек — соединил проволокой свое строение с окружающими деревьями. Это, чтобы его домик не качало, не расшатывало. Поэтому, видевшие это люди, так говорили: домик на семи ветрах...»

Сейчас сюда прибыла важная комиссия из природоохранников. Составляет протокол. Естественно, без эмоций, на канцелярском языке записывает: срезано семь деревьев: ясеня — три, граба — четыре... Деревья, падая, повредили кусты орешника, свидовника... «Протокол передадим в следственные органы. Пусть разыскивают и привлекут к строгой уголовной ответственности граждан, поднявших руку на заповедную природу. Факт, что имели место целенаправленные действия. Кому-то, видимо, этот Николай Сас мешал. А сюда ходить с пилой или топором — нельзя! Шестой квартал, территория Национального заповедника «Подольские товтры». Охраняется законом», — сообщил «Дню» Владимир Хоптинец, главный лесничий облобъединения «Хмельницклес».

Никто не знает и не представляет, что пережил сам затворник, когда, возвращаясь откуда- то (вероятно, сажал картофель в селе) домой в урочище Сильвестров, увидел, что здесь произошло, и что именно переживает он в эти дни. Заживет ли его тяжелая рана или же так и останется, как те пеньки от убитых деревьев? «Уже ни встретиться с ним, ни перекликнуться», — тихо, почти шепотом, грустит учитель Алексей Трачук. Вспоминает: «Немцы к нему приезжали. С телекамерами, фотоаппаратами. Он показывал им нору барсука, пересаженные им растения, чтобы не исчезли из природы. Вот, видите, как пошло растение по стволу того граба. Николай говорил мне, как это растение называется, но я уже забыл. Может, еще вспомню, когда душа немного успокоится. Как-то показывал мне папоротник. Мол, другого такого папоротника в нашем лесу нет. Поскольку его где-то из Закарпатья привез и здесь посадил. А вон и верба, с которой Николай прыгал в речку Смотрич. Холодно было. Немцы попросили, вот он и прыгнул, чтобы они на кинокамеру могли снять...»

Теперь А.Трачук уходит от этого пенька. Туда идет, где над пропастью зависли руины Сасового дома. Вскоре возвращается: «Думал, что найду хотя бы одну книжку из тех, которые у него были. Может, с собой взял? Сковороду, Бальзака, других философов и писателей он читал».

«Мир ловил меня, но не поймал», — говорил Григорий Сковорода. А его почитателя Николая — поймал?.. И куда же понесли отсюда Николая крепкие, но подкошенные этим разрушением ноги?.. От людей. Если уже на самом высоком в лесу дереве не смог уединиться со своими мыслями, хлопотами, переживаниями, то где, в конце концов, еще уединиться на этом белом свете?..

Алексей Трачук помнит, как впервые встретил где-то на лесной тропинке Николая: «Кто-то, смотрю, мелькнул между деревьями. Я звал. Он меня сразу узнал, вспомнил, что я его учил. Я же никому тогда не сказал, что он на ясене в урочище построился. Как было? Пропал как-то парень в селе. Его искали, и сразу нашли этот домик. Схватили Николая, силой приволокли в сельсовет. Хоть он не очень упирался. Думали, что беса какого-то в плен взяли. Участковый с ним встретился, поговорил по душам и отпустил с миром. А того парня, которого искали, впоследствии нашли в речке. Утонул несчастный...»

Алексей Трачук говорит, что село по-разному комментирует это происшествие в урочище Сильвестров: «Как по-разному говорили о том, что он на дереве жил да был, так по-разному и о разрушении говорят. Большинство, конечно, возмущены, что так случилось. К сожалению, и такие есть, кто злорадствует. Ни человека, ни деревьев убитых им не жаль». Мол, мы здесь бедствуем, настойчиво переживаем житейские трудности, а этот верзила силы не растрачивает, по какой-то нужде в лесу отсиживается. Не пьет, не гуляет....

Председатель сельсовета Большого Карабчиева Виктор Воробель также возмущен. «Сделано украдкой. Село не понимает, кому он, Николай Сас, мешал или дорогу перешел? Он же никому вреда не сделал, а наоборот, заботился о родной природе. Как о фауне, так и о флоре. Говорят, что это разрушение около месяца назад произошло».

Слушая сельского председателя, главный лесничий объединения «Хмельницклес» Владимир Хоптинец, высказывает свое мнение: «Человек не «вписался» в обычный стереотип». А Алексей Трачук проявляет осведомленность в процессах, происходящих, казалось бы, очень далеко от этих тихих живописных мест: «Как человека кто-то заказывает, так было заказано и это бедствие в урочище Сильвестров». Он почему-то ничего не имеет к исполнителям: «Им велели, вот они и сделали. Такие теперь времена настали, что против силы не попрешь».

«Отцы» Городоцкого района, административно-территориальной единицы, на которой находится это урочище Сильвестров, составляющая и неотъемлемая часть заповедной зоны, раньше очень удивлялись, что вокруг незаурядной персоны Николая Саса пресса подняла такой шум на весь мир. Удивляются и сейчас, что вот опять кутерьма. Буря в стакане воды. Именно в тот острый период, когда идет борьба, когда направляются усилия власти, чтобы вырастить высокий урожай в последнем году тысячелетия. Им даже тех семи деревьев, каких-то кустарников не жаль. Говорили, что в лесу еще много деревьев...

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать