Клиент обязан...
Правительство утвердило новые схемы приватизацииПравительственный комитет по вопросам экономики с третьей попытки утвердил программу приватизации на 2003—2008 годы. Правила, по которым будут продаваться государственные предприятия, являются предметом острой дискуссии. И это не удивительно, ведь на ближайшие 6 лет планируется приватизация всех государственных холдингов и промышленных гигантов, вокруг которых тесно переплетены интересы политико-финансовых групп. Председатель Фонда государственного имущества Александр Бондарь убежден, что уже 19 февраля Кабмин утвердит программу и передаст ее на утверждение Верховной Рады. На пресс-конференции во ФГИ стало известно, что только на правительственном заседании через неделю решится спор Фонда с Министерством юстиции о продаже целостных имущественных комплексов государственных предприятий за долги. Министерство хочет, чтобы этим занимался знаменитый «Укрспецюст», а Фонд хочет забрать это право себе. Аргументация Александра Бондаря выглядит бескомпромиссно:
— Мы планируем продавать целостные имущественные комплексы таким образом, чтобы не только погасить долги, но и направить остаток средств в бюджет. Я не вижу, что в этой схеме плохого. Если Минюст докажет, что «Укрспецюст» лучший торговец, чем Фонд, и что был хоть один случай, когда, кроме определенной судом суммы, деньги попадали и в бюджет, я сложу руки и отдам им эти полномочия. Ни одна продажа через «Укрспецюст» не давала дополнительных средств для бюджета.
— Правда ли, что нынешний вариант программы приватизации отменяет понятие «промышленный инвестор»?
— По предложению Министерства экономики понятие «промышленный инвестор» снято. Мы пошли на этот компромисс, поскольку считаем, что такой вид продажи, как конкурс с ограниченным количеством покупателей, компенсирует это понятие. Можно будет применять по решению Кабмина аналогичные нормы: будет определяться круг покупателей, которые должны принимать участие в этом.
— Т.е. оффшоры все-таки не будут допущены к приватизации?
— Есть решения и Президента, и Кабмина о том, что оффшоры не должны принимать участия в приватизации стратегических объектов. Кстати, последние решения Нацбанка это подтверждают, есть ограничение на участие оффшорных компаний на операции с украинскими акциями. Но это касается только стратегических предприятий, и тех, где доля государства составляет больше 50%. На торгах, проходящих на биржах, таких ограничений нет, и при других вариантах продажи также.
— Несколько фракций парламентского большинства уже заявили, что будут выступать за исключение из программы приватизации такого варианта продажи, как закрытые торги, потому что не поддерживают какие-либо ограничения круга участников. Вы проводите консультации с этими фракциями?
— На проводившихся «круглых столах» мы этот вопрос обсуждали довольно критически. Думаю, на эту тему еще будут дискуссии. Будем объяснять свою позицию. Вы же знаете, что «промышленный инвестор» в прошлой программе также вызывал много возражений. Думаю, что и это пройдет через парламент. Иначе очень трудно будет объяснять руководству государства, почему на том или ином предприятии работают оффшорные компании, владельцев которых никто не знает. Решение о том, как ограничивать круг участников торгов, будет принимать ни пара заместителей, а Кабинет Министров. Я не вижу здесь ничего страшного. К этому будут привлекаться и депутаты.
— Как продолжается выполнение распоряжения Президента о передаче управления всеми государственными предприятиями Фонду госимущества?
— Перечень всех решений правительства о передаче в управление направили в Кабинет Министров на отмену. Он будет принимать решение по каждому объекту индивидуально или по группам и согласовывать их конечно с Президентом. Это уже их парафия. По нашим данным, таких объектов всего 1572. При чем 1200 из них, это объекты, где доля государства меньше 50% акций. По этим объектам есть однозначная позиция Фонда, которая согласована уже и с первым вице-премьером, и с премьер-министром, с Президентом: эти объекты нужно срочно продать. Возможно, мы будем применять специальные процедуры по снижению цены. После этого у нас останется немного больше 300 объектов, по которым Кабинет Министров будет принимать отдельные решения, кто ими будет управлять. Мы не являемся активными и целенаправленными сторонниками того, что все должно быть у Фонда. Мы выполняем решение Президента. Если таких объектов останется в Украине немногим более 300, думаю, не будет уже важно, кто ими управляет. Если говорить о моем мнении, то не хотелось бы совсем забирать всю энергетику в Минтопэнерго, потому что это очень специфическая и сложная отрасль. Думаю, Министерству лучше ими управлять. Что касается Укртелекома, то учитывая, что деньги за UMC до сих пор не поступили, дивиденды не выплачиваются, у меня большой вопрос, удачно ли управляет Госкомсвязи этим объектом. Давайте подождем, как события будут дальше разворачиваться.
Выпуск газеты №:
№27, (2003)Section
Панорама «Дня»