Перейти к основному содержанию

Кое-что о «феномене раскаяния»

15 июля, 19:02

День 13 февраля 2008 года стал особым, нет, пожалуй, он был историческим в жизни современной Австралии... В этот день австралийский премьер-министр Кевин Радд извинился перед коренным населением страны за «глубочайшие беды и оскорбления», нанесенные действиями своих политических предшественников. Ведь многие годы (с 1910-х по 1970-е) политика федеральных властей была направлена на дискриминацию аборигенов, в результате чего их детей разлучали с биологическими родителями и передавали на воспитание в приюты. Столь печальная судьба постигла почти 100 тыс. человек, их называют теперь «украденным поколением».

В искреннем покаянии, произнесенном премьером в прямом эфире, было, как подсчитали аналитики, всего 344 слова, а заканчивалось оно троекратным «простите»: «За боль, причиненную целому поколению, которое было оторвано от своих корней, семьи и культуры, мы говорим «простите». Матерям и отцам, братьям и сестрам, которых лишили полноценной семьи, мы говорим «простите». За неуважение и насильственную ассимиляцию целой нации — мы говорим «простите». И вот что в этой связи мне подумалось: чтобы публично покаяться на всю страну, тут нужно не просто умение. Тут нужно, во-первых, умение в себе вырастить, разбудить; во-вторых, важно всегда уважать граждан своего государства.

Можем ли мы себе представить в роли кающихся лидеров современной Украины? За шестимиллионное вымирание украинцев. За обманную приватизацию. За невиданную в мире инфляцию в начале 90 х. За двойное сокращение ВВП. За сотни тысяч погибших и пострадавших во время ДТП. За массовую трудовую эмиграцию.

Однозначно — нет, хотя у нас есть немало и других поводов для извинений перед народом.

Надеюсь, читатель понимает: процедура извинения придумана не для того, чтобы человек мог демонстрировать собственные благородные манеры, а для облегчения нашего сосуществования в социуме. Поэтому не удивительно, что тема раскаяния присутствует в различных культурах и религиях уже тысячелетия.

Вряд ли вы станете оспаривать утверждение о том, что публично признаваться в своих ошибках — это духовное мужество. Кто же не знает — процесс извинения является трудным делом для человеческой души. В таких случаях нелегко подобрать нужные слова, выразить эмоции и чувства. Ведь настоящее раскаяние представляет собой духовный акт коренного пересмотра личностью основ собственного поведения и сознания. Доктор философских наук Виктор Малахов, автор изданного в Киеве учебного пособия «Этика», в своей книге поделился вот каким наблюдением: «по своей сути раскаяние есть исправление духовной погрешности на основе внутренней переориентации человеческой личности, существенной для ее дальнейшего развития. При всей целостности данного душевного акта он, как свидетельствует его осмысление в богословской и философской литературе, являет собой сочетание таких четырех элементов: а) признание субъектом определенных действий или помыслов как таких, ответственность за которые он несет; б) открытое осуждение им этих помыслов или действий; в) проявление готовности понести за них справедливое наказание; г) перестройка внутренних основ своего существования в свете позитивных духовных ценностей». Отсюда — мостик к мудрости — не смотреть на феномен раскаяния односторонне.

Если оставить это без внимания, наши недостатки способны приумножаться до тех пор, пока не вытеснят все наши достоинства. Очень удачно высказался об этом Григорий Сковорода: «Кто стыдится признать недостатки свои, тот со временем будет бесстыдно оправдывать свое невежество, которое есть наибольший порок».

Нежелание извиняться иногда связано с боязнью продемонстрировать свою мнимую слабость. Хотя в действительности публичное раскаяние требует от человека гораздо больше усилий, чем упорный отказ от него. Следует согласиться с важной мыслью английского политика и писателя Эдуарда Джорджа Булвер-Литтона: «Будущее принадлежит тем, кто достаточно добродетелен, чтобы раскаиваться, и тем, у кого достаточно сил, чтобы загладить свою вину». В качестве великого соблазна отказаться от такого неприятного дела, как извинение, служит также поиск веских причин, оправдывающих совершение неблаговидного поступка. Еще одной распространенной причиной отказа от раскаяния является забота о собственном достоинстве. На наш взгляд, это неудачный способ самозащиты, используемый в свое оправдание. Вот как этому оппонирует Джон Макклой, сильный постулат которого я обнаружил в книге Дж. Темплтона «Всемирные законы жизни»: «Признавать свои ошибки и извиняться за них — это наивысшая форма самоуважения». Интересный вывод, не правда ли?

Чувство вины, стыд и желание изменить содеянное — вот обязательные спутники раскаяния. Это связано, во-первых, с тем, что чувство негативной ответственности — вины (вины за допущенную ошибку или плохой поступок) — обременительно для человеческой психики, и она стремится освободиться от него. Во-вторых, когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, — свою честь. Не случайно еще Сенека подчеркивал: «Кто раскаивается в своем прегрешении, тот уже почти не виновен». В-третьих, извинение, что уже отмечалось, не только спасает от позора, человека, признавшегося в недостойном поступке и раскаявшегося в нем, как это ни парадоксально, иногда даже начинают больше уважать и ценить за это. Можно было бы привести ряд примеров, которые показывают: умение признавать свои ошибки отнюдь не принижают, а возвышают власть имущих. Ибо, по выражению Оноре де Бальзака, только «признавшись в своей слабости, человек становится сильным». Разумеется, такое бывает только в случае «простительных человеческих грехов», от которых не свободен никто. И все же, согласитесь, раскаиваться хорошо, но не делать зла еще лучше. А ведь некоторые, к сожалению, считают добродетелью, скорее, раскаяние в ошибках, чем старание их избежать.

И, наконец, не упустим существенное! В среде психологов, философов, богословов способность к публичным извинениям принято рассматривать как ключевое качество человека морального — в отличие от тех, чьи мотивы поведения определяются исключительно страхом наказания. Интересное высказывание на этот счет мы находим у видного философа Николая Бердяева, кстати, уроженца Киева. «Искупление, по Бердяеву, есть снятие вины не через возмездие закона, а через благодать страдания». Это глубокая мысль. Уметь выделить составляющую человечности — важная компонента этики, ее арматура и основа.

ЗА ЧТО ПРАВИТЕЛИ ИЗВИНЯЛИСЬ?

Автор попробовал собрать в обзорный перечень в основном из зарубежной практики разнообразные по своим мотивам публичные извинения. Проведенный анализ показывает, что покаяние и извинение как акт политической воли — не столь уж редкий случай в новейшей истории. Скажем, канцлер ФРГ Вилли Брандт, приехавший 12 июля 1970 года в Польшу с официальным визитом, преклонил колени перед монументом жертвам нацизма в Варшавском гетто. Этим символическим жестом он просил прощения за преступления гитлеровского режима перед человечеством, просил прощения от лица миллионов немцев. В частности, тех, кому было за что просить прощения и кто извиняться не хотел. А вот глава чехословацкого государства, невзирая на протесты парламента, в 1989 года извинился за преследования судетских немцев после Второй мировой войны. Это была личная инициатива президента Вацлава Гавела, единственного в мире политика, который последовательно избирался руководителем трех государств — Чехословацкой Социалистической Республики, посткоммунистической Чехословакии и суверенной Чехии. В августе 1993 года во время визита в Варшаву президент России Борис Ельцин возложил цветы к мемориалу жертвам Катыни со словами: «Простите». Президент Сербии и Чорногории Светозар Марович в 2003 году принес в Сараево официальные извинения гражданам Боснии и Герцеговины за все то зло, которое пережили народы двух стран через войну, которая продолжалась с 1992-го по 1995 год, когда подписали Дейтонское мирное соглашение.

Принято считать, что извинения и покаяния нужны обиженным. Но не меньше нужны они и обидчикам. Чтобы снять грех с души, очистить ее. Яркий пример в этом смысле — факт раскаяния, которое в августе 2005 года сделал премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми. На церемонии поминовения погибших во Второй мировой войне он заявил, что его страна признает себя виной за события первой половины прошлого века. Глава японского правительства провозгласил, что Япония своими колониальными захватами и агрессивными войнами «причинила огромный ущерб и страдания многим странам». «Признавая эти факты истории, — сказал господин Коидзуми, — я испытываю острое раскаяние».

Довольно-таки часто пришлось извиняться в прошлом американским законодателям. Так, сенат Соединенных Штатов все же покаялся за суды Линча перед жертвами суда и их потомками. Законодательный орган принял это решение, чтобы «стереть позорное пятно в истории сената», который длительное время упорно отказывался признать линчевание федеральным преступлением. В 1993 году извинений удостоилось коренное население Гавайских островов за ту неблаговидную роль, которую правительство США сыграло в свержении монархии на этой территории. Беспрецедентный случай произошел в Америке, когда президентом был Билл Клинтон: он принес официальные извинения американскому народу за проведение секретной программы над людьми, не поставив подопытных в известность о риске для их жизни и здоровья. Дело в том, что в течение 30 лет после Второй мировой войны с санкции правительства над многими американцами проводились эксперименты с целью установить, как влияет на живой организм радиоактивное излучение. Как видим, прав оказался дальновидный римский историк Квинт Курций, который однажды заметил: «Вину предков искупают потомки».

Избежать конфликтов невозможно — но при этом тот, кто нарушит правила поведения, должен либо понести суровое наказание, либо искупить свою вину, пройдя через процедуру примирения согласно определенному обществом регламенту. Как это бывает в ФРГ, показано в книге известного немецкого специалиста в области коммуникативной техники Картстена Бредемайера «Черная риторика: Власть и магия слова». Вот только несколько примеров оттуда, заслуживающих нашего внимания: «Согласно материалам, опубликованным в журнале Focus, федеральный министр по делам окружающей среды Юрген Триттин просил прощения у генерального секретаря ХДС Лауренца Майера, которого он охарактеризовал как имеющего не только внешность, но и «менталитет скинхеда»; телеведущая Линда де Моль — у всех немцев, после того как назвала государственный гимн Германии «een rot lied» (дерьмовой песней)...».

Аналогичную процедуру прошел в недалеком прошлом премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань. Помните, он извинился перед общественностью страны за тональность речи, в которой признал ложь о состоянии венгерской экономики. Его признание о том, что правительство было вынуждено скрывать информацию об истинном положении дел в стране, привели к самым большим протестам в Венгрии после 1956 года. Может ли быть такое поведение кому-нибудь прощено? Конечно же, нет! И ему, господину Дюрчаню, венгры сполна показали «кто есть кто».

Нередко представители правящей элиты извиняются за ошибки, которые они совершают. Показавшись однажды в невыгодном свете, человек с помощью искреннего извинения старается стереть из памяти ту неловкость или ту, стыда исполненную, ситуацию, в которой он то ли по своей, то ли по чужой воле оказался. Как? Шеф вашингтонской полиции Чарльз Рэмси пару лет тому назад публично признал свою ошибку и принес персональные извинения каждому из семерых участников демонстрации протеста в американской столице, которые еще в сентябре 2002 года были незаконно арестованы во время проведения там сессии Международного валютного фонда. Власти Вашингтона согласились также выплатить пострадавшим крупную денежную компенсацию в размере 425 тысяч долларов (каждый из них после выплаты гонорара адвокатам получил по 50 тысяч). Кроме того, они внесли изменения в инструкцию для полицейских, регламентирующих отношения стражей правопорядка с демонстрантами. Вот бы нашему Министерству внутренних дел взять этот опыт на заметку!

Президент Международной федерации футбольных ассоциаций Йозеф Блаттер в январе прошлого года во время своего визита в Рим встретился с игроками сборной Италии и извинился перед ними за то, что 9 июля 2006 года после победы в финале чемпионата мира в Германии он лично не поздравил их и не вручил Кубок. «История признает ошибкой то, что президент ФИФА не наградил чемпионов мира. Да, это была ошибка, — сказал швейцарец. — Я уже принес официальные извинения политическим и спортивным властям Италии, а теперь прошу прощения у вас», — сказал Блаттер, обращаясь к футболистам национальной сборной. Он заявил, что не стал подниматься на подиум, где проходило награждение чемпионов мира, потому что боялся публики, которая может освистать его. Такие чистосердечные слова неизменно вызывают уважение.

Хватит? Могу добавить еще пару достоверных фактов. Премьер-министр Дании Андерс Фог Расмуссен, может быть, не забыли, как-то принес извинения в связи со скандалом, спровоцированным публикацией одной из датских газет серии карикатур на пророка Магомета. Впоследствии их перепечатали газеты ряда других европейских стран, что вызвало массовые возмущения в мусульманском мире. Или взять пример иного порядка — Норвегия в феврале 2004 года извинилась за допущенную географическую ошибку. Оказывается, наследный принц королевства Хокон на банкете в Осло президенту Португалии Жоржи Сампайо сказал буквально следующее: «Норвегия и Португалия обе находятся на окраине Европы. Вы расположены на теплых пляжах Средиземноморья. Мы же находимся далеко на севере». Скажете — мелочь? Отнюдь! Вот почему пресс-секретарь королевского дворца, принося официальные извинения, вскоре вынужден был сообщить: «Мы сожалеем, что наследный принц сделал неточность в своей речи прошлым вечером». Полагаю, вы понимаете, какие выводы напрашиваются из приведенных выше примеров. Мы ведь ошибаемся, чтобы не ошибаться.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

В истории любого государства нам назовут немало причин, за которые следовало бы извиниться. И тут я позволю себе еще раз упомянуть столичного философа Виктора Малахова, который считает, что сейчас «проблема покаяния предстала в нашей культуре с особой остротой». По его оценке, «горючего материала» для покаяния накопилось более чем достаточно; отдельные призывы к нему прозвучали, однако поддержаны не были». Жаль. Уж вы- то знаете: именно в таких случаях власть, правители и политики проверяются на этическую культуру и цивилизованность!

В этой связи меня приятно удивил содержательный аспект выступления лидера БЮТ Юлии Тимошенко на Софиевской площади в Киеве во время акции «Молитва за Украину». При желании в нем можно было увидеть первые признаки того, что представители политической элиты все же начинают серьезно задумываться о греховности властей, которая являет собой особый феномен человеческого существования. Кто бы там что ни говорил, а проповедь раскаяния и извинений как ответного действия, своеобразного средства реабилитации — явление совершенно нормальное и здоровое. Ведь научиться жить без ошибок не менее трудно, чем научиться ходить не спотыкаясь, вы согласны?

Закономерно возникает вопрос: с кого правителям и политикам в Украине лучше всего здесь брать пример? Кроме уже упомянутых выше лиц, безусловно, учиться следует у Папы Римского Иоанна Павла II. Понтифик, без сомнения, войдет в историю христианства еще и тем, что впервые от имени Вселенской церкви попросил прощения за грехи, совершенные ее «детьми» на протяжении двух тысяч лет. Это беспрецедентное событие произошло в 2000 г. в ватиканском Соборе святого Петра, где Иоанн Павел II сделал, возможно, самый трудный и самый ответственный шаг за годы своего понтификата. Впервые в истории он не просто покаялся в тяжелых грехах католической церкви, но признал драматическое противоречие: христиане, вся жизнь которых должна быть проникнута светлой любовью к ближнему, в прошлом не раз нарушали этот евангельский завет, утверждая величие своей веры жестокостью и насилием, несовместимыми с христианским вероучением.

На эту особенность религиозной деятельности понтифика обращает внимание Луиджи Акатолли в своей книге «Папа просит прощения...», где содержится подборка 25 его публичных высказываний, начинающихся словами: «Я прошу прощения». В частности, он признал ответственность католической церкви (как организации) за инквизицию, крестовые походы, насильственное миссионерство и ряд других печально известных событий. Несмотря на несогласие части католических епископов с тем, что Папа «переводил ошибки отдельных церковных деятелей на безгрешную по своей сути Церковь», он руководствовался при этом своей совестью, в основе которой, надо полагать, был вот какой расчет осуществленного покаяния: «Грех названный уже прощен».

Книга эта на многое намекает элите, властвующей сегодня в Украине. Научиться бы правильно осознавать свою истинную роль в обществе. Как это помогло бы!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать