Когда рамки свободы сужаются, нужно идти вверх

ПРЕДНОВОГОДНИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
В этом году я, возможно, как-то по-особому ощутила, почему Моисей сорок лет водил евреев по пустыне. Есть разная трактовка этого места в Библии — одна из них довольно жесткая: пророк ждал, пока умрет последний раб. В прежние годы, когда мы все верили в быстрые перемены, я тоже считала, что мы могли «проскочить». Ведь времена информационного общества... Тогда я выглядела, как какой-то молодой ревизионист. Все-таки в библейском тексте были более глубокие сентенции. Интернет не решает. Объем знаний не решает. Решают качества. Как абсолютно справедливо считает Сергей Крымский: в Украине достаточно идей, но не хватает качеств. У нас все знают, что нужно делать. Но большой дефицит тех людей, которые умеют делать, которые хотят и могут.
БУДУЩЕЕ НЕ ПРОИГРАНО
Дело в разнице критериев. В мире, чтобы достичь успеха, нужно соответствовать определенным стандартам. В нашей газете очень часто употребляются три ключевых слова, которые, на мой взгляд, должны быть основополагающими: это система координат, критерии и украинские ценности. Эти вещи важны как для прессы, так и для общества. Для свободной прессы нужен свободный читатель. Политики, живущие не кулуарными пересудами и не интригами «дворов», а стандартами развития, собственного и общественного. Культивирование качеств — это сверхзадача для газеты. Мы не можем это сделать сами, мы пытаемся создать определенный контекст для кристаллизации вокруг нас людей, разделяющих нашу систему взглядов, критериев. Плохо заниматься самоцитированием, но в свое время (еще в 1996 году) я сказала фразу: «Не для того мы бежали из лагеря, чтобы попасть в «малину». Мы постоянно балансируем на очень опасной грани. Однако пока остаются в обществе люди, которые высоко держат планку, и издания, которые, независимо от политических симпатий, повышают стандарты для общества, будущее не проиграно. Но критерии, кто и почему побеждает, должны быть прозрачными, четкими и понятными миру. «Играть не с правилами, а по правилам...»
Система координат мира рабства — это хозяин, это миска, это расталкивание локтями. У свободного мира другие опасности, другие риски, но и другие герои.
ДЕТИ СВОБОДЫ
Кое-кто выбрал для себя дорогу вниз. Они считают, что ненависть — их индульгенция. А «война» все спишет... Это выбор слабых. Когда рамки свободы сужаются, нужно идти вверх. Рамки свободы иногда сужаются не только по злой воле людей. Экономика заказывает демократические свободы. Ее нужно заработать. Во всех смыслах.
Я особенно горжусь активной поддержкой акций «Дня» потому, что это априори опровержение тех, кто считает, что украинцы не могут быть гражданами. Эти стереотипы нужно отвергнуть. Проблема еще и в том, что в нашей «студии», если использовать телевизионный сленг, неправильно выставлен свет. То, что должно быть показано, в тени, а не самые лучшие образцы постоянно на экране. Позавчера я до двух ночи смотрела «Последнюю баррикаду». Там были ученики четвертого-пятого класса. Они другие. Это дети свободы. Они говорят на прекрасном украинском языке. Это новое поколение. И какое будет счастье для всех, кто сейчас при власти, если они смогут создать инфраструктуру для обеспечения успеха этого поколения. Как принять их во взрослый мир, чтобы не покалечить их? У них есть знания, патриотизм, они открыты миру и могут создать Украине новый образ. Таких невероятных, фантастических детей я видела недавно в Кировоградской гимназии искусств.
ЗЕРКАЛО ЛИЦЕМЕРИЯ
…У нас в редакции не так давно была Людмила Шевченко, директор заповедника «Батьківщина Тараса Шевченка», как она сама шутит — «помещица» на три села». Но эта шутка немножко горькая, потому что при тех 240 гривнях, с тем энтузиазмом и любовью, с которыми содержатся Моринцы, Кереливка и бывшее имение Энгельгардта, нужно очень много подвижничества и духовных сил. Я Людмилу спросила, хотя заранее знала ответ: «Вас когда-нибудь приглашали в Киев на празднование по поводу очередного юбилея Шевченко?» Она немного смутилась и сказала: «Нет, но это не страшно». А я думаю, что это страшно. Потому что это — лицемерие. Если нам действительно дорог Шевченко, то как можно жить с тем, что в родном его селе уже лет десять дети зимой сидят одетые в недостроенной школе? Как можно мириться с тем, что в этих двух разграбленных колхозах у людей нет работы? У меня возникает вопрос — действительно ли мы искренни? Помпезные мероприятия, не дающие энергию, отжили свое. С нашими читателями мы собрали для родного села Сковороды уникальную библиотеку. Я не припомню случая, что чей-либо юбилей был отмечен такой массовой акцией. Что, вообще заставило поверить даже скептиков в существование гражданского общества. Мы ни от оргкомитетов, ни от чиновников не услышали слов благодарности. С одной стороны, это и не нужно. Но главное, что и село Сковороды ничего от них не услышало. У этих своя свадьба, а у тех — своя. Эти линии — два параллельных потока реальной жизни, и имитации, и пока они не пересекутся…
Я убеждена, что за все годы отнюдь не безоблачного существования «Дня» нашим потенциалом был и остается большой круг лучших в Украине читателей. Не самый большой, но лучший. Это отношения взаимного доверия и «взаимного кредитования». Библиотека для Чернух, поддержка нашей книги «Украина Incognita», «Почта «Дня», «Мыколайчик», все наши общие дела удались благодаря вам, дорогие наши читатели, наши коллеги и сотворцы «Дня». С Новым 2003 годом! Лучшей судьбы всем нам и Украине.
Выпуск газеты №:
№240, (2002)Section
Панорама «Дня»