Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

КОМФОРТНО ЛИ ДЕТЯМ В УКРАИНЕ?

Права маленьких граждан — это тест на взрослость общества
01 июня, 00:00

Сегодня — Международный день защиты детей.

Впервые серьезно о правах человека мир заговорил после окончания Второй мировой войны, а десять лет назад на мировом уровне была осмыслена проблема прав детей — родилась Конвенция о правах ребенка, которую, как и большинство стран мира, ратифицировала Украина. В последнее время все больше внимания в обществе стали уделять возможности детям принимать участие в решении вопросов, непосредственно касающихся их жизни. Например, позавчера в Киеве в помещении информационного центра IREX Pro-Media состоялась презентация веб-сервера для защиты прав детей в конфликтах с учителями (www.kiss.kiev.ua\bamby\my_right\). Презентацию проводило Бюро защиты прав личности Киевского совета старшеклассников, ассоциация учителей правоведения и детский культурно-спортивный клуб «Бемби». По результатам социологического опроса детей в возрасте от 9 до 17 лет, который проводился представительством ЮНИСЕФ в Украине, только 3% опрошенных детей отмечают, что права детей в Украине не нарушаются, 48% опрошенных считают, что права детей в Украине нарушаются часто, а 49% — что права нарушаются иногда.

В сентябре этого года состоится специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, на которой будет согласовываться план действий по защите прав каждого ребенка на нашей планете. Повестка дня сессии стимулировала дискуссию вокруг трех желаемых результатов — каждый ребенок должен иметь наилучшее возможное начало жизни, должен получить качественное базовое образование, иметь возможности для развития своих способностей. В процессе подготовки к сессии принимает участие почти тысяча представителей правительств, учреждений системы ООН, международного сообщества и национальных гражданских обществ. Многие предложения исходят от детей и подростков. Однако обеспечение прав ребенка — это процесс, который должен начинаться как можно раньше, еще до рождения ребенка. Победительница пятого Всеукраинского конкурса ученических и студенческих сочинений-эссе по правам человека ученица Макаровской школы Киевской области Катерина Снижко в своей работе защищает права детей, которые только готовятся родиться и говорит от их имени: «Вы записываете в мое подсознание много интересного и полезного, однако меня не минует и ядовитое течение информации, и вредных факторов. Мой мозг разрушает тяжелый металл, который вы заставляете слушать меня вместо Моцарта и Вивальди — тут негде спрятаться. Я у вас на ладони — незащищенный, взбудораженный, никчемный... Дадут ли мне право вырасти индивидуальностью?»

Ольга Кривенокая, врач-неонатолог (специалист по развитию детей от рождения до 28 дней от роду), заведующая реанимацией и интенсивной терапией новорожденных роддома №5 города Киева, рассказала корреспонденту «Дня» о том, что за последние годы изменилось отношение к новорожденным. «Исследования ученых открыли неизвестные ранее способности не только новорожденных, но и еще нерожденных детей. Оказалось, что еще в утробе матери плод способен к обучению, и мать, прошедшая специальный тренинг, может руководить элементами его поведения — попросить «погулять», то есть интенсивно подвигаться, или успокоиться и «лечь спать».

Удивительными оказались способности новорожденных к ползанию — теперь сразу после рождения их не изолируют от мамы, а выкладывают ей на живот, и младенцы сами находят дорогу к груди и, доползая, стимулируют своими ладошками приток молока. Малыши находятся в палатах рядом с мамами, а не надрываются от крика в детских палатах, как было раньше в нашем роддоме. Не так давно в нашем отделении пришлось делать аборт одной очень больной женщине, чтобы спасти ей жизнь. Случай был сложный, и операция делалась под контролем ультразвукового аппарата. На экране было четко видно, как плод «убегал» от хирургических инструментов». Экральный аналитик (специалист по эмоциям), преподаватель школы искусств № 2 города Киева сообщила о том, что в школе искусств проводятся специальные занятия с мамами малышей, а также и с беременными женщинами по обучению их развитию творческих способностей своих детей. «Специально аранжированные для детей шедевры мировой классики, говорит Наталия Витальевна, оказывают положительное воздействие на развитие правого и левого полушарий головного мозга ребенка. В звучание некоторых музыкальных произведений специально вплетаются звуки природы — шум морского прибоя, пение птиц, шелест листвы. Это содействует развитию будущих способностей к образному мышлению, тому, что характеризует творческую личность. С четырех лет учащиеся школы искусств учатся выражать себя, изображая реальную жизнь и свои фантазии с помощью карандаша, кисточки, красок и — компьютера. Именно в столь раннем возрасте особенно обострено зрительное восприятие мира, и это очень благоприятный возраст для развития способностей к художественному творчеству».

В специальном докладе, подготовленном Детским фондом ООН «Положение детей в мире, 2001 год. Раннее детство» сообщается о том, что развитие головного мозга ребенка в основном происходит до достижения ребенком 3-летнего возраста. Именно в это время клетки головного мозга бурно размножаются, устанавливаются и укрепляются соединения между клетками. Связи эти исчисляются триллионами и зависят частично от генов, частично от опыта, получаемого ребенком в первые годы жизни. По мере же взрывообразного увеличения соединений в мозгу дети в первые три года жизни открывают новое практически в каждый момент своего бодрствования. В ранние годы опыт взаимодействия с родителями, другими членами семьи и другими взрослыми особенно влияет на развитие головного мозга ребенка. Теплая забота о человеке в детстве дает ему иммунитет к последствиям будущих стрессов. Когда же детям не обеспечивается хорошее начало жизни, они чаще отстают в развитии и не реализуют свой потенциал. Большое значение имеет, безусловно, и адекватное питание, и чистая вода. Руководитель представительства ЮНИСЕФ в Украине Микаэль Алексанян отмечает, что существует множество вещей, которые не требуют больших материальных или физических затрат и в то же время существенно могут улучшить развитие детей. В частности — употребление в пищу йодированной соли. Он сообщил о том, что в Украине только 4,6 семей употребляют йодированную соль, что такого низкого показателя нет нигде в мире. Известно, что во всех регионах Украины, говорит господин Микаэль, вода содержит недостаточное количество йода, а его недостаток на 10% снижает умственные способности ребенка и может приводить к серьезным заболеваниям.

В раннем возрасте за детей принимать решения вынуждены взрослые. Принятие этих решений и действий в критический период для развития маленького человека влияют не только на развитие ребенка, но и на прогресс страны. Когда правительство принимает законы, программы, то почему-то забота о самых маленьких гражданах получает меньше всего внимания. Печально осознавать, что Украина по количеству детей, умирающих в возрасте до 5 лет, находится на 129 месте в мире из 189 мест.

КОММЕНТАРИЙ

Руководитель центра исследования детства Украинского института социальных исследований Ирина ПЕШАЯ:

— Повышение внимания к социальным проблемам детства в Украине наблюдалось после провозглашения государством независимости как на политическом, так и на законодательном уровне, кстати, в конце апреля 2001 года Верховная Рада приняла Закон Украины «Об охране детства». Чтобы создать условия для обеспечения права каждого ребенка родиться здоровым, выжить и иметь условия для всестороннего развития, быть надежно социально и психологически защищенным, в прошлом году были разработаны дополнительные меры по выполнению Национальной программы «Дети Украины» на период 2001—2005 годов. Решение проблем улучшения положения детей предусмотрено также Программой деятельности Кабинета Министров Украины. Сегодня наличие детей в семье существенно понижает ее материальный уровень, даже в том случае, если в семье всего один ребенок. Социальные выплаты семьям с детьми пока еще крайне малы, например, помощь по уходу за ребенком по достижению им трехлетнего возраста составляет семнадцать гривен сорок копеек в месяц, многодетные семьи получают помощь в размере около 20 — 30 гривен, в зависимости от количества детей. С 2002 года Закон Украины «О помощи семьям с детьми» будет действовать в новой редакции, и сумма помощи малообеспеченным семьям будет увеличена. Это важный шаг для преодоления кризисов и стрессов повседневной жизни родителей, у которых остается мало сил для воспитания детей. За истекший год в целом по Украине детей стало на 373 тысячи меньше в связи с тем, что тех, кто родился, оказалось меньше именно на это число, чем тех, кому исполнилось в течение года 19 лет и кого уже перестали считать детьми. Однако общий коэффициент рождаемости из расчета на тысячу человек населения по сравнению с прежним годом не изменился, хотя в предыдущие годы отмечалось падение этого показателя.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать