Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

КОММЕНТАРИИ

04 июля, 19:33

Сергей СТОЯНОВ , генеральный директор Украинской аграрной конфедерации:

— Мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения и на другие способы перехода права собственности на такие земли, который действует де-юре, в реальной жизни не предотвращает теневых операций с землей сельскохозяйственного назначения, иными словами — земля сегодня продается-покупается, однако только на теневом рынке.

Отсутствие легальной продажи земли не дает возможности большинству крестьян — ее владельцам, особенно людям преклонного возраста и тем, кто не имеет потомков, но очень нуждается в средствах на какие-то свои неотложные нужды, а также нужды своих родственников, получить сегодня легально такие средства и воспользоваться ими. Многие из таких людей уже умерли, не дождавшись подобной возможности.

Общеизвестно, что наше сельское хозяйство имеет очень ограниченный и недостаточный для полноценного кредитования объем имущества, которое может быть передано банкам в залог под получаемые кредиты. А кредиты выдаются только под залог. Создание рынка земли дало бы возможность дополнительно привлечь для таких потребностей предметы залога (земельных участков) на сумму около 500 миллиардов гривен и получить дополнительно через механизмы ипотечного кредитования до 400 миллиардов гривен кредитов! Они, эти кредиты, могли бы быть использованы на приобретение современной сельскохозяйственной техники (дефицит одних только комбайнов составляет 60 тысяч, тракторов — около 180 тысяч), приобретение качественных высокопроизводительных семян, средств защиты растений от вредителей, минеральных удобрений.

Снятие моратория на продажу сельскохозяйственных земель должно изменить отношение к земле, потому что хозяин, приобретя землю в собственность, никогда не будет хищнически относиться к ней, истощать ее, из года в год высаживая, например, тот же подсолнух, не вкладывая средств в улучшение плодородия земель.

Существуют опасения, особенно среди людей малообразованных, которые по большей части пользуются слухами, что снятие моратория на продажу земель может привести к тем или иным «страшным» негативным последствиям. Хочется напомнить тем, кто эти страхи продуцирует и поддерживает в обществе, что рынок земли существует во всем мире, кроме отдельных стран.

Я же, чтобы быть лаконичным, отмечу такое — сформированная на сегодня законодательная база относительно рынка земель является довольно добротной, она в достаточной мере может регулировать и минимизировать возможные риски, связанные с внедрением в Украине рынка земли.

Андрей МАРТИН , кандидат экономических наук, заведующий кафедрой землеустроительного проектирования Национального аграрного университета:

— Дело в том, что, не принимая во внимание действующий нынче «мораторий», существует, во всяком случае, несколько абсолютно реальных «схем» как обеспечить переход прав на земельный участок сельскохозяйственного назначения от одного лица к другому. В «околокиевских» районах, не принимая во внимание все моратории, около 80% бывших паев уже поменяли своих собственников.

Продажа земельных участков жителями сел является абсолютно осознанным действием. Дело в том, что сегодня более 70% крестьян — это пенсионеры и лица преклонного возраста. Самостоятельно они сельским хозяйством заниматься уже не будут (нет ни сил, ни желания), а молодежь, в подавляющем своем большинстве, не горит желанием связывать свою жизнь с селом.

Кроме того, единоличные хозяйства, как это не удивительно, имеют высокую себестоимость продукции — они не могут применять современных агротехнологий (технику, химию, новые высокопроизводительные сорта растений и породы животных), которые требуют значительных инвестиций, но в конечном итоге удешевляют стоимость продукции. Вряд ли крестьянин самостоятельно может купить современный комбайн или построить элеватор — одного пая будет недостаточно, чтобы компенсировать такие затраты.

Еще одна «проблема» возникла в связи с вступлением Украины во ВТО. Теперь сельскохозяйственные товаропроизводители должны гарантировать качество произведенной продукции. А содержание лабораторий по контролю качества является довольно недешевым удовольствием. Отечественное крестьянство, всего-навсего, еще никогда не сталкивалось с необходимостью обеспечения жесткого и непрерывного контроля качества (а мы, в свою очередь, далеко не всегда доподлинно знаем — является ли продукция, которую мы потребляем, доброкачественной). Обеспечить соответствующую сертификацию качества смогут только большие крупнотоварные предприятия, а мелкие производители будут вынуждены постепенно покидать рынок.

Крупные предприятия уже давно арендуют десятки тысяч гектаров земель, и их не сдерживают никакие «моратории». Иностранную инвестицию при помощи достаточно несложных юридических манипуляций можно довольно легко замаскировать под «украинскую», следовательно, любые попытки ограничить участие иностранного капитала в отечественном сельском хозяйстве предопределены на неудачу.

А «крепостничество» и обнищание на селе наблюдается скорее в данное время. Пока общество не поймет, что сельское хозяйство является таким же бизнесом, как и любой другой, оно будет находиться в упадке. Переход земли от менее эффективных владельцев (а сельского пенсионера вряд ли можно назвать «эффективным хозяином») к более эффективным, которые обеспечивают ее более рациональное использование, совершенно естественен. Благодаря этому исчезает проблема «незасеянных полей», уверенно обеспечивается продовольственная безопасность страны.

Люди, пугающие сегодня «крепостничеством» и обнищанием, не понимают простой истины — земля является экономическим ресурсом, а не «отделом социального обеспечения». Если земля эффективно «работает» — с нее платятся налоги, а село — живет. Когда же земля разделена поровну на всех, но остается мертвым экономическим активом — не стоит ожидать увеличения привлекательности сельского образа жизни.

Референдум абсолютно ничего не даст. В Украине большинство населения живет в городах и мало что понимает как в самом сельском хозяйстве, так и в юридических нюансах процедур приобретения и реализации прав на землю в Украине.

Поэтому мораторий нужно снимать. Имеет смысл расценивать его как «атавизм» советской эпохи, который уже давно приносит больше вреда, нежели пользы отечественному селу.

Постоянное же навязывание апологетами «моратория» арендных отношений причиняет значительный вред украинской земле. Сегодня крестьяне вынуждены передавать землю исключительно в аренду. Но кто такой арендатор? Арендаторы являются временными хозяевами, которые преследуют цель получить быструю прибыль, истощая чужую землю подсолнухом, рапсом, пропашными культурами, не вкладывая взамен денег в мелиоративные мероприятия, восстановление плодородия. К собственной, а не арендованной земле товаропроизводитель будет относиться, скорее всего, намного бережнее...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать